Сибирские огни, 2004, № 11

Для него слова «Будем всегда стремиться к прекрасному» — были как бы фразой заклинания. Он подписывал ею свои фотографии, повторял её почти во всех интервью, которые давал газетам и журналам, произносил ее с экрана телевизора. «Для него она была наполнена глубочайшим смыслом», — писала Л.В. Шапошни­ кова (С.Н.Р., «Стремление к прекрасному». М., 1993, с.4) * * * С.Н. Рерих не только стремился умножать своим творчеством Красоту, но и защищал ее. Чтобы пробудить интерес общественности к спасению культуры, который стал угасать за последнее время, он проводил беседы со студентами, зрителями. Худож­ ник рассказывал кратко историю создания Пакта по охране памятников культуры и ЗНАМЕНИ МИРА Николаем Константиновичем Рерихом, которые ратифицировали многие государства, в том числе и СССР. Символ ЗНАМЕНИ МИРА — благородный, простой, гуманный и понятный всем народам. На белом полотнище изображен большой круг амарантового цвета, символизирующий Космос, вечность жизни. Три сферы — прошлое, настоящее и будущее развития человечества. И еще: Красота, Любовь, Действие, Земной, Тонкий и Огненный миры. «...Культура должна объединить человечество, и идея такого объединения бу­ дет воспитывать уже сама по себе, потому, что люди поймут, что есть нечто, стоящее поверх их разногласий, научатся думать шире, чем сегодня». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. 1993, с. 98). * * * И на мой вопрос: «Как лучше проводить в школах эстетическое и этическое воспитание?» Святослав Николаевич ответил: «Красота — ведущее начало. Чем рань­ ше, тем лучше, надо готовить молодое поколение. Надо представить, чего мы хотим. Мы говорим о гармоничном человеке, но никто ясно этого не представляет, каким должен быть человек. Надо представить прототип. Надо представить к чему мы хо­ тим идти. Во всех философиях есть идеалы, прототипы. Об этом заботились с ранних времен». Святослав Николаевич рассказал педагогам, как происходит воспитание детей в Индии в городе Бангалоре, где работает школа имени философа Ауробиндо Гхоша. «Самое главное — это то, что в ней всё проникнуто идеями воспитания более совер­ шенного поколения, в том числе и идеями моего отца и учителя Н.К. Рериха. «На опыте нашей школы я вижу то, что дается в самом начале жизни, запечатле­ вается в человеке навсегда. Вот почему особенно должны мы следить за первым семилетием ребенка, давать ему все, что возможно, не опасаясь перегрузить его мозг... «В нашей школе воспитание и обучение начинается с двух— трех лет. Малень­ кие дети наиболее непосредственные. Обычно малыши как хотят, так и работают. Главное — поощрять и обогащать внутренний мир ребенка. Дать возможность как- то проявить себя. Каждый год в день рождения Н.К. Рериха мы проводим конкурс на лучший рисунок... Чем мы отличаемся от других школ? Даем нравственное обуче­ ние, закладываем этические принципы. Мы стараемся с самого начала вести моло­ дое поколение по тропе восхождения... Творческое занятие имеет гораздо большую рекреационную ценность, чем просто развлечение, когда человек пассивно отдыхает и позволяет своим мыслям и чувствам быть стимулируемыми внешними факторами. Я всегда стою на том, что искусство в любой его форме представляет величай­ шую ценность как источник истинного возрождения. Занятие искусством усиливает координацию физических и духовных начал в человеке и в то же время дает ему творческий импульс, развивает и формирует личность» (С.Н. Рерих Свет искусства. М., 1974, с. 64). Как известно, в древности большинство было неграмотным, но люди воспитыва­ лись на примере героев своего народного эпоса. Тех, что были для них живым контак­ том с чем-то более совершенным. И нам, воспитателям нового поколения, нужно сначала ясно себе представить тот идеал человека, к которому надо стремиться. ВЕРА КАШКАЛДА СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2