Сибирские огни, 2004, № 11

та, пластичный объем, красивая цветовая гамма создают впечатление изящества и торжественности высокой фигуры. С большой любовью написаны портреты родителей — Елены Ивановны и Ни­ колая Константиновича. Эти портреты занимают исключительное место в истории русского и мирового портрета. Рисуя портрет Е.И. Рерих В.А. Серов уверял, что «основа ее сущности есть движение». Н.К. Рерих уточнил: «Вернее сказать — устремление». (Н.К. Рерих. За­ жигайте сердца. М., 1975, с. 38). Святослав Николаевич изобразил матушку в интерьере за рабочим столом. Вни­ мание зрителей сразу привлекает светлое лицо Елены Ивановны, на которое хочется долго смотреть. В лучистых глазах выражена зоркость, мудрость. Тонкие черты лица, едва заметная улыбка у губ выражают силу воли героической женщины. Ведь она верхом на лошади вместе с мужем и сыном дважды преодолела самые высокие горы мира — Гималаи, где замерзала и голодала, но всегда была впереди. Она воспи­ тала двух гениальных сыновей. Красивые волнистые волосы напоминают «пламя огня». Нарядная одежда ха­ рактеризует утонченный вкус Елены Ивановны. В портрете нет ни одной случайной детали. Каждый предмет на столе: ларец с небесным камнем Чинтамани, книга, цветы, скульптура Кришны, ковер на стене — все характеризует любовь к красоте Урусвати. О гениях писать красками и передать словами их величие очень трудно. Всемир­ но известного русского художника Н.К. Рериха пытались увековечить в своих порт­ ретах Б.М. Кустодиев, Б.Д. Григорьев, А.Я. Головин. В их портретах было внешнее сходство с оригиналом, но духовное величие Н.К. Рериха сумел передать только сын. Первый портрет отца Святослав Николаевич написал, когда ему было двенад­ цать лет. За годы своей жизни он создал около тридцати портретов отца и ни разу ни в чем не повторился. Все эти портреты находятся в музеях разных стран. Чтобы выразить в портрете самое главное, Святослав Николаевич создал снача­ ла мысленный его образ и записал: «Я встречал в этом мире очень многих людей, но такой многогранной личности, как Николай Константинович, я не встречал. В нем были соединены многие и многие достижения многих людей. Но поверх всего, для меня он был замечательным человеком». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. М.,1993, с. 17). Что интересно, зрители часто сравнивали многогранность и величие Н.К. Рери­ ха с художником Италии XVI века Леонардо да Винчи, но уточняли, что полем дея­ тельности итальянского художника была только одна страна, а у Николая Константи­ новича — вся планета. Одна сибирская женщина сказала мне, рассматривая портрет Николая Константиновича: «Это духовный Эверест». Не случайно и Святослав Николаевич изобразил отца на фоне Гималаев. Компо­ зиция в портрете четкая, ясная. Николай Константинович изображен одетым в пальто. Лицо его волевое, мужественное. Его пристальный взгляд, устремленный вдаль, выра­ жает силу духа. В левом углу портрета на камне изображена лошадь. На Востоке она символизирует весть. Три круга — священный знак, который Н.К. Рерих применил на Знамени Мира и который должен защищать культурные ценности человечества. Николая Константиновича называют во многих странах «Вестником культуры». Священные вершины на портрете символизируют духовное восхождение чело­ века, как символ вечной жизни. Святослав Николаевич хотел написать портрет родного брата. Но Юрий Никола­ евич был всегда занят, и ему некогда было позировать, вспоминает художник. Поэто­ му начатый эскиз портрета остался, к сожалению, неоконченным. Однако и он имеет значение потому, что зритель знакомится с началом творчества и своим воображе­ нием дополняет дальнейший процесс красками сходства портретируемого. * * * Понять личность самого художника помогают зрителям два автопортрета. Осо­ бенно интересен автопортрет в фас. Лицо изображено крупным планом. Сразу и надолго привлекают внимание добрые, красивые глаза. В них выражена тайна и мо­ гучая сила духа. Кто встречался с художником в Москве и в Ленинграде, тот подтвер­ ждает, что он себя изобразил правдиво. Очень важно собрать и сохранить память сердца многих людей — каждый штрих, деталь, особенность натуры дорогого рус­ ского художника для будущих поколений. 12 Заказ № 318 ВЕРА КАШКАЛДА СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2