Сибирские огни, 2004, № 11
та, пластичный объем, красивая цветовая гамма создают впечатление изящества и торжественности высокой фигуры. С большой любовью написаны портреты родителей — Елены Ивановны и Ни колая Константиновича. Эти портреты занимают исключительное место в истории русского и мирового портрета. Рисуя портрет Е.И. Рерих В.А. Серов уверял, что «основа ее сущности есть движение». Н.К. Рерих уточнил: «Вернее сказать — устремление». (Н.К. Рерих. За жигайте сердца. М., 1975, с. 38). Святослав Николаевич изобразил матушку в интерьере за рабочим столом. Вни мание зрителей сразу привлекает светлое лицо Елены Ивановны, на которое хочется долго смотреть. В лучистых глазах выражена зоркость, мудрость. Тонкие черты лица, едва заметная улыбка у губ выражают силу воли героической женщины. Ведь она верхом на лошади вместе с мужем и сыном дважды преодолела самые высокие горы мира — Гималаи, где замерзала и голодала, но всегда была впереди. Она воспи тала двух гениальных сыновей. Красивые волнистые волосы напоминают «пламя огня». Нарядная одежда ха рактеризует утонченный вкус Елены Ивановны. В портрете нет ни одной случайной детали. Каждый предмет на столе: ларец с небесным камнем Чинтамани, книга, цветы, скульптура Кришны, ковер на стене — все характеризует любовь к красоте Урусвати. О гениях писать красками и передать словами их величие очень трудно. Всемир но известного русского художника Н.К. Рериха пытались увековечить в своих порт ретах Б.М. Кустодиев, Б.Д. Григорьев, А.Я. Головин. В их портретах было внешнее сходство с оригиналом, но духовное величие Н.К. Рериха сумел передать только сын. Первый портрет отца Святослав Николаевич написал, когда ему было двенад цать лет. За годы своей жизни он создал около тридцати портретов отца и ни разу ни в чем не повторился. Все эти портреты находятся в музеях разных стран. Чтобы выразить в портрете самое главное, Святослав Николаевич создал снача ла мысленный его образ и записал: «Я встречал в этом мире очень многих людей, но такой многогранной личности, как Николай Константинович, я не встречал. В нем были соединены многие и многие достижения многих людей. Но поверх всего, для меня он был замечательным человеком». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. М.,1993, с. 17). Что интересно, зрители часто сравнивали многогранность и величие Н.К. Рери ха с художником Италии XVI века Леонардо да Винчи, но уточняли, что полем дея тельности итальянского художника была только одна страна, а у Николая Константи новича — вся планета. Одна сибирская женщина сказала мне, рассматривая портрет Николая Константиновича: «Это духовный Эверест». Не случайно и Святослав Николаевич изобразил отца на фоне Гималаев. Компо зиция в портрете четкая, ясная. Николай Константинович изображен одетым в пальто. Лицо его волевое, мужественное. Его пристальный взгляд, устремленный вдаль, выра жает силу духа. В левом углу портрета на камне изображена лошадь. На Востоке она символизирует весть. Три круга — священный знак, который Н.К. Рерих применил на Знамени Мира и который должен защищать культурные ценности человечества. Николая Константиновича называют во многих странах «Вестником культуры». Священные вершины на портрете символизируют духовное восхождение чело века, как символ вечной жизни. Святослав Николаевич хотел написать портрет родного брата. Но Юрий Никола евич был всегда занят, и ему некогда было позировать, вспоминает художник. Поэто му начатый эскиз портрета остался, к сожалению, неоконченным. Однако и он имеет значение потому, что зритель знакомится с началом творчества и своим воображе нием дополняет дальнейший процесс красками сходства портретируемого. * * * Понять личность самого художника помогают зрителям два автопортрета. Осо бенно интересен автопортрет в фас. Лицо изображено крупным планом. Сразу и надолго привлекают внимание добрые, красивые глаза. В них выражена тайна и мо гучая сила духа. Кто встречался с художником в Москве и в Ленинграде, тот подтвер ждает, что он себя изобразил правдиво. Очень важно собрать и сохранить память сердца многих людей — каждый штрих, деталь, особенность натуры дорогого рус ского художника для будущих поколений. 12 Заказ № 318 ВЕРА КАШКАЛДА СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2