Сибирские огни, 2004, № 11

ВЕРА КАШКАЛДА <;№ СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ самим собою и побеждает те пороки в себе, которые и ведут к войне: невежество, агрессивность, жадность, эгоизм, властолюбие, самомнение, мания величия и дру­ гое. Восточная мудрость гласит: «Если человек при помощи оружия убил тысячу людей, а другой победил себя — он сильнее первого» С.Н. Рерих остро чувствовал эпоху, изменения, которые происходят в природе, когда человечество нарушает законы Космоса и подготавливает катаклизмы Земли. В картине «Воззри, человечество» (1962) художник изобразил людей, стоящих около пропасти и в ужасе взирающих на опускающийся с неба огонь — огонь не отвлечен­ ный и не как символ. В летописях и в древнерусской живописи отмечалось разруше­ ние, причиненное огнем, вырвавшимся из-под земли. Помнит человечество и ги­ бель Атлантиды. Огонь может быть разрушителен, но можно изучить и применить его для строительства Нового Мира. Об этой картине С.Н. Рерих писал: «Если люди не одумаются, то огонь опалит землю». Какие же нужны идеи и знания, чтобы отвратить человечество от гибели? По­ стоянно на планете возникают землетрясения, пожары, эпидемии, войны... Как ни­ когда в наше тревожное время нужен массовый героизм, энтузиазм, единение. Толь­ ко напряженным совершенствованием своего сознания, побеждая свои пороки, люди могут обновить жизнь и понять законы Высшего Мира. Эти мысли С.Н. Рерих выразил в идее трагической картины «Пиета». Для спасе­ ния планеты, окутанной мраком, герой совершил великий подвиг, чтобы спасти че­ ловечество. Светлый луч, рассеивающий мрак, символизирует подвиг. Герой поги­ бает и вместе с ним страдают его мать и близкая женщина. Картина была написана в 1960 году, когда из жизни неожиданно ушел Юрий Николаевич Рерих, всемирно изве­ стный русский ученый. * * * Глубокое раздумье о том, каким должен и может быть человек, художник выра­ зил в многочисленных портретах. Он писал камерные, станковые, парадные портре­ ты. Особо хочется отметить дивную галерею портретов индийских, американских, рус­ ских женщин: «Лакшми» (1974), «Лакшамма» (1974), «Дэвика Рани» (1951), «Людмила Богданова», «Кэтрин Кэмпбелл» (1950), «Раи Рамбовой». «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека. Я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю» (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. 1993, с. 46). Чуткая и виртуозная кисть мастера, кажется, не знает преград в передаче любо­ го поворота фигуры, ракурса, позы. Композиция, рисунок, цвет, техника объедине­ ны общим принципом и взаимосвязаны, чтобы передать духовную красоту, благо­ родство, радость, мудрость, доброту человека в портрете. Особенно запоминаются портреты индийских женщин. В них цветовые контрасты красного, синего, желтого цветов гармонично и смело сочетаются... На выставке посетитель спросил художни­ ка: «Почему в ваших портретах все женщины изображены как мадонны?» Святослав Николаевич ответил: «Они и есть мадонны». И Николай Константинович и Святослав Николаевич в своих картинах всегда возвышали женщин потому, что они понимали их высокое назначение в жизни. Авторитет русского художника в Индии был велик. Ему был дан правительством почетный заказ написать два парадных портрета Дж. Неру и его дочери Индиры Ганди для зала заседания парламента, в галерее выдающихся национальных деятелей Индии, строивших новую страну. Святослав Николаевич рассказывал зрителям, как он познакомился с Дж. Неру и чтобы изучить его сложное лицо, сначала написал серию этюдов. «Когда я писал этот портрет, Неру у нас жил, и у меня было много времени с ним общаться... Он, как вы знаете, совершенно изумительный человек, глубоко прекрасного сердца, большой, исключительной широты, взглядов: он же мыслит общечеловеческими категориями, для него весь мир — общий континент. И будучи высококультурным человеком, он является прекрасным водителем Индии» (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. М, 1993, с. 46). В портрете Дж. Неру художник старался передать не фотографическое внешнее сходство, а образ государственного деятеля. Поэтому его фигура в белом костюме написана в полный рост на фоне знамени Индии. В лице Дж. Неру мастер изобразил великодушный и сложный его духовный мир. С.Н. Рерих — прирожденный «композитор портрета». Он изобразил Индиру Ганди в национальной одежде и выявил наилучшее выражение её лица. В портрете нет ничего лишнего, все строго уравновешенно, гармонично, а четкая линия силуэ­ 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2