Сибирские огни, 2004, № 11
только образы, запечатленные на холсте, сколько подсмотренные вибрации света имеют значение». С.Н. Рерих был великим исследователем природы. Это помогло ему проявить такую зоркость глаза и такую твердость руки, что в работах: «Закат над Маланой» (1938), «Этот другой мир» (1972), «Священное дерево» (1973) выражен свет сфер Тонкого Мира, передана связь Земли и Космоса. Это новое явление в рериховской живописи требует специального изучения. Н.К. Рериха называют мастером гор. Он много лет изучал и писал Гималаи в разное время суток и года. Казалось, что уже после него никто не сможет лучше написать священные вершины. Но Святослав Николаевич был достойным сыном своего гениального отца. Он тоже любил изображать самые высокие горы мира: «Закат в Гималаях» (1934), «Гималаи» (1971), «Предгорье» (1972). Когда Святослав Николаевич впервые увидел красоту Гималаев на восходе Солнца, он восторженно писал: «...Я почувствовал себя неописуемо счастливым. Нет таких слов, чтобы опи сать чувство восторга и радости при виде восхитительных золотых массивов, возвы шающихся в небесах как символ нашего устремления в Беспредельность, залитых светом божественного сияния. Такие минуты жизни подобны прекрасным звездам, сияющим на небосклоне нашего быта. Каждая прекрасна, каждая уникальна и не повторима». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. М., 1993, с. 12). При взгляде на эти высокие вершины, покрытые льдами и снегами, суровую неприступность, у многих людей, как говорят легенды, возникали мысли, что горы священные и явля ются центром и осью мировоздания. С древнейших времен многие народы знали прекрасную легенду, что среди гималайских вершин есть страна справедливости Беловодье, где трудятся Великие Учителя. Они помогают всему человечеству, спасают землю от катастроф, дают мудрые Учения для познания законов. Из разных стран ходили многие паломники искать эту страну. Об этом писали Е.П. Блаватская, Н.К. Рерих, Р.Я. Рудзитис, В.Г. Короленко, Ю. Балтрушайтис и другие. Святославу Николаевичу особенно полюбилась вершина — восьмитысячник Канченджангу. В разном освещении он ее написал семь раз. С великим мастерством художник решил в картине «Канченджанга. Тайный час» (1955) трудную колористи ческую задачу перехода освещения в природе от темной ночи к рассвету. Первые лучи восходящего солнца озаряют вершину золотистым цветом и рассеи вают мрак ночи. Подножье вершины окутано облаками. Такого очарования, эффек та солнечного освещения и передачи беспредельности в небе никто не передавал в искусстве. Чтобы увидеть это чудесное явление природы к вершине приходят много численные зрители. «Канченджанга, страж пяти сокровищ, подобна бесценному ожерелью из мер цающих розовых жемчужин над туманными долинами и холмами, это удивитель ный образ другого мира возвышенной красоты, устремляющий наш дух ввысь», — писал С.Н. Рерих (Свет искусства. М, 1994, с.31). * * * Искусство С.Н. Рериха — это средство выражения его мыслей, внутренних пред ставлений, предчувствия, мировоззрения. Когда над планетой нависла угроза войны, Святослав Николаевич пишет карти ны трагического содержания, чтобы предупредить людей о катастрофе — «Трип тих» (1939 —1942): 1)«Освобождение», 2) «Распятое человечество», 3) «Куда идет человечество». В первой части картины изображено глубокое каменное ущелье, где много лю дей пытаются найти выход. В небе темные тучи символизируют начало войны. В центральной части изображена гигантская фигура человека, стоящего на сферичес кой поверхности земли на коленях. Она символизирует страдания многих народов. От фигуры слева движутся фашисты — завоеватели мира. Справа жертвы войны: дети, женщины, старики. На втором плане горят города и села. Художник показал, что битва Света и тьмы идет не только на земле, но и в небе, в Тонком мире. Централь ной в картине является скорбная мысль о том, что человечество периодически раз вязывает междоусобные войны и само себя распинает. На вопрос людей: «Что делать, чтобы не допустить войны?» (если будут приме нено накопленное оружие, то будет уничтожено все живое и вся планета), художник в картине «Освобождение» советует людям, как избежать взаимного уничтожения. В большом напряжении изображен человек в картине. Он борется не с другими, а с ВЕРА КАШКАЛДА СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2