Сибирские огни, 2004, № 11

ВЕРА КАШКАЛДА gSttoV СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ чу: «Любимый ученик Будды Ананда спросил его, правда ли, что стремление к кра­ соте и ее осознанию составляет половину нашей жизни духовной? Не говори так, Ананда», — ответил Будда, «Красота — это вся наша жизнь» (Н.Д. Спирина. Фило- софски-этическое воззрение С. Рериха. Новосибирск. 1990. с. 8 ) Художник показал в своих картинах простой народ Индии. В трудовой, близкой к природе жизни человека он видел источник нравственного здоровья и находил в народной среде подлинную духовную и физическую красоту. Это свое убеждение художник наглядно выразил в картине «Ближе к тебе, мать-земля» (1968). Мы видим здоровую сельскую женщину, которая воспитывает ребенка, выращивает урожай, а рядом пресыщенные «осколки общества», которые приехали из Европы в Индию искать иных способов для повышения своего благосостояния. Особенно нравилось зрителям картина «Моя страна прекрасная» (1974). На фоне горного светлого пейза­ жа на первом плане изображена сидящая на камне индийская женщина в сиреневом сари. Красивое ее лицо одухотворено, взгляд устремлен в будущее. Образ простой женщины возвышен мастером до символа, олицетворяющего новую, духовную Индию. «Мы горды, зная, что Святослав Николаевич Рерих с характерной для русской души глубиной мог так мудро понять жизнь народа этой великой страны и отразить в своем искусстве его духовные качества, его культуру и неповторимую природу Индии, создавая живописные произведения полные жизни, поэтичные и лиричес­ кие. В них тонко раскрыта красота народа Индии и величие его натуры...Реальность, показанная с могущественной силой в художественных образах, всегда будет волно­ вать душу народа», — высказала за многих зрителей свои впечатления от выставки скульптор Е. А. Белашева. (Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. М., 1978, с.346). Сибиряки спрашивали у Святослава Николаевича о будущем развитии Сибири и о ее роли в России. «Сибирь — это величайшее богатство России и залог ее благо­ получия». Мы еще очень поверхностно знаем, что она в себе таит. С годами будет выявлено очень и очень многое. Поэтому мы должны думать, как нам лучше все это выявить и сберечь». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. М., с. 88 ). Авторитет С.Н. Рериха в Москве стоял высоко и в правительственных кругах. За выдающийся вклад в развитие сотрудничества между Индией и СССР и укрепление дружбы между этими странами Святослав Николаевич был награжден орденом «Дружбы народов». Он был избран Почетным членом Академии художеств СССР и Академии художеств Болгарии. Индийское правительство наградило русского ху­ дожника высоким гражданским орденом Падма Брушан. Самой большой наградой для художника были восторженные отзывы о его творчестве, встречи с народом во многих городах, где экспонировалась его выставка. * * * Природа — великий учитель. Святослав Николаевич любил природу и написал много пейзажей. И каждый рериховский пейзаж — это целый мир. Художник рас­ сказывал: «Я всегда уже в детстве увлекался природой и всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу, эту книгу мудрости. И эти радости, которые я ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству». Он любил мерцание звезд, розовые разливы утренней и вечерней зари, отраже­ ние солнечных лучей на лугах, деревьях, вершинах. И эта радость сердца творца, запечатленная в цвете, передавалась зрителям и пробуждала интерес к индийской природе. Пейзажи «У реки Беас» (1960), «Чукус Мале» (1970), «Гирнар» (1944), «Ча­ совые» (1966), «Поднималась луна» (1961) привлекают внимание зрителей не только профессиональным мастерством, но и содержанием, идейной глубиной образа, ко­ лористическим богатством и жизненной выразительностью. Пейзажи написаны в динамическом напряжении. С.Н. Рерих любил весеннюю природу: «Весна в Кулу» (1939), «Наггар» (1944), «Весна» (1958), «Весна пришла» (1972), «Линалое» (1970). В этих пейзажах очень тонко изображена нежность цветения деревьев и достигнуто необычайно сильное свечение красок. Известно, что французские художники-импрессионисты Э. Мане, К. Моне, К. Писсаро многие годы добивались передачи света в своих картинах. Проблему осве­ щения природы в живописи решали и русские художники А. И. Куинджи, В. А. Серов и другие. Мыслитель художникам дал совет: «Учите любить образование света. Не 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2