Сибирские огни, 2004, № 11
ВЕРА КАШКАЛДА gSttoV СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ чу: «Любимый ученик Будды Ананда спросил его, правда ли, что стремление к кра соте и ее осознанию составляет половину нашей жизни духовной? Не говори так, Ананда», — ответил Будда, «Красота — это вся наша жизнь» (Н.Д. Спирина. Фило- софски-этическое воззрение С. Рериха. Новосибирск. 1990. с. 8 ) Художник показал в своих картинах простой народ Индии. В трудовой, близкой к природе жизни человека он видел источник нравственного здоровья и находил в народной среде подлинную духовную и физическую красоту. Это свое убеждение художник наглядно выразил в картине «Ближе к тебе, мать-земля» (1968). Мы видим здоровую сельскую женщину, которая воспитывает ребенка, выращивает урожай, а рядом пресыщенные «осколки общества», которые приехали из Европы в Индию искать иных способов для повышения своего благосостояния. Особенно нравилось зрителям картина «Моя страна прекрасная» (1974). На фоне горного светлого пейза жа на первом плане изображена сидящая на камне индийская женщина в сиреневом сари. Красивое ее лицо одухотворено, взгляд устремлен в будущее. Образ простой женщины возвышен мастером до символа, олицетворяющего новую, духовную Индию. «Мы горды, зная, что Святослав Николаевич Рерих с характерной для русской души глубиной мог так мудро понять жизнь народа этой великой страны и отразить в своем искусстве его духовные качества, его культуру и неповторимую природу Индии, создавая живописные произведения полные жизни, поэтичные и лиричес кие. В них тонко раскрыта красота народа Индии и величие его натуры...Реальность, показанная с могущественной силой в художественных образах, всегда будет волно вать душу народа», — высказала за многих зрителей свои впечатления от выставки скульптор Е. А. Белашева. (Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. М., 1978, с.346). Сибиряки спрашивали у Святослава Николаевича о будущем развитии Сибири и о ее роли в России. «Сибирь — это величайшее богатство России и залог ее благо получия». Мы еще очень поверхностно знаем, что она в себе таит. С годами будет выявлено очень и очень многое. Поэтому мы должны думать, как нам лучше все это выявить и сберечь». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. М., с. 88 ). Авторитет С.Н. Рериха в Москве стоял высоко и в правительственных кругах. За выдающийся вклад в развитие сотрудничества между Индией и СССР и укрепление дружбы между этими странами Святослав Николаевич был награжден орденом «Дружбы народов». Он был избран Почетным членом Академии художеств СССР и Академии художеств Болгарии. Индийское правительство наградило русского ху дожника высоким гражданским орденом Падма Брушан. Самой большой наградой для художника были восторженные отзывы о его творчестве, встречи с народом во многих городах, где экспонировалась его выставка. * * * Природа — великий учитель. Святослав Николаевич любил природу и написал много пейзажей. И каждый рериховский пейзаж — это целый мир. Художник рас сказывал: «Я всегда уже в детстве увлекался природой и всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу, эту книгу мудрости. И эти радости, которые я ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству». Он любил мерцание звезд, розовые разливы утренней и вечерней зари, отраже ние солнечных лучей на лугах, деревьях, вершинах. И эта радость сердца творца, запечатленная в цвете, передавалась зрителям и пробуждала интерес к индийской природе. Пейзажи «У реки Беас» (1960), «Чукус Мале» (1970), «Гирнар» (1944), «Ча совые» (1966), «Поднималась луна» (1961) привлекают внимание зрителей не только профессиональным мастерством, но и содержанием, идейной глубиной образа, ко лористическим богатством и жизненной выразительностью. Пейзажи написаны в динамическом напряжении. С.Н. Рерих любил весеннюю природу: «Весна в Кулу» (1939), «Наггар» (1944), «Весна» (1958), «Весна пришла» (1972), «Линалое» (1970). В этих пейзажах очень тонко изображена нежность цветения деревьев и достигнуто необычайно сильное свечение красок. Известно, что французские художники-импрессионисты Э. Мане, К. Моне, К. Писсаро многие годы добивались передачи света в своих картинах. Проблему осве щения природы в живописи решали и русские художники А. И. Куинджи, В. А. Серов и другие. Мыслитель художникам дал совет: «Учите любить образование света. Не 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2