Сибирские огни, 2004, № 11
        
 ВЕРА КАШКАЛДА СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ Творческий путь художника — это непрерывное движение по спирали к новым открытиям. О духовном творческом развитии Святослава Николаевича так отзывал ся его отец: «Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно видеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и рань ше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний, будет ли это портрет или этюд лица, или пейзаж — во всем будет и воздушность, и убедитель ность какой-то совершенно особый, присущий ему реализм» (Н. Рерих «Зажигайте сердца». М., 1975, с. 121). * * * Если в Индии, в США и в других странах творчество Святослава Николаевича было популярно, то в Советском Союзе о картинах Рериха-старшего и его сына знали немногие специалисты. Эти картины не экспонировались на выставках, в музеях, не было о них информации в печати, не издавались их книги. Но с наступлением извес тной «оттепели» в общественной жизни, на родину вернулся Юрий Николаевич Ре рих. Он привез с собой более 400 картин и около 5000 уникальных книг. В 1959 году в Москве открылась выставка произведений Николая Константиновича. В 1960 году в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Эрмитаже открылась первая выставка Святослава Николаевича Рериха. Знакомство с необык новенно красочным, новым искусством Н.К. Рериха и его младшего сына Святосла ва было большим событием в истории русского и мирового искусства, и вся страна вдруг заговорила о семье Рерихов. В связи со 100-летием со дня рождения Николая Константиновича по решению ЮНЕСКО год 1974-й был объявлен годом Н. К. Рериха. По приглашению Дома друж бы^народов и Министерства культуры СССР в Советский Союз был приглашен вто рой раз С.Н. Рерих и его жена Дэвика Рани. Они привезли две выставки из Индии. В Третьяковской галерее открылась ретроперспективная выставка С.Н. Рериха, а в Ака демии художеств — его отца. Это был большой и незабываемый праздник. Образо валось два потока зрителей, залы были постоянно переполнены. * * * На встречу со Святославом Николаевичем в Москву ездила группа сибиряков. Мне дирекция Новосибирской картинной галереи поручила пригласить художника из Индии и его выставку в город на Оби. В Москву я приехала в день открытия в Третья ковской картинной галерее выставки С.Н. Рериха. В тихом Лаврушенском переулке стояла огромная очередь. Мне очень хотелось увидеть художника, и я решила пройти на выставку через служебный вход по искусствоведческому удостоверению. В вестибюле я увидела Дэвику Рани, Святослава Николаевича и Павла Федоро вича Беликова. Подошедший ко мне Павел Федорович сказал «пойдемте, я вас пред ставлю Святославу Николаевичу». И вот он подошел ко мне. Его добрые, лучистые глаза смотрели внимательно и доброжелательно. Когда он услышал мое имя, он вспомнил нашу переписку. Я писала ему письма в Индию о сибирских новостях, посылала наши издания, фотографии, поздравления с праздником. — Как вы живете в Сибири? — спросил меня Святослав Николаевич. — Мы ждем Вас и выставку Вашу в Новосибирской картинной галерее. — У вас же сейчас холодно. Нет. Сегодня только 10 градусов мороза. Мы дадим вам валенки, шубу, и вы не будете у нас мерзнуть. — Неплохо, — сказал Святослав Николаевич и заулыбался. — После Москвы мы съездим в Англию и Францию, а потом в ваши места. Примерно в январе месяце я буду у вас, — пообещал Святослав Николаевич. Мы еще поговорили об экспозиции. Оказалось, что дирекция Третьяковской галереи дала малую площадь и картинам тесно. — Не все картины поместились. Тридцать шесть остались в запаснике, — грус тно сказал художник. До открытия выставки оставалось мало времени, а несколько картин стояли на полу. Рабочих было мало. — Я могу Вам, Святослав Николаевич чем-нибудь помочь? 172
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2