Сибирские огни, 2004, № 11

И С К У С С Т В О Вера КАШКАЛДА искусствовед СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ К 100-летию Святослава Рериха 23 октября 2004 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося рус­ ского художника Святослава Николаевича Рериха. Он родился в Санкт-Петербурге в семье всемирно известного русского художника Николая Константиновича Рериха. Мать, Елена Ивановна, правнучка полководца М.И. Кутузова и племянница компо­ зитора М.П. Мусорского была пианисткой, философом, путешественницей, писа­ тельницей и с детских лет приобщала сыновей Юрия и Святослава к миру прекрасно­ го, к труду. Отдавая дань любви к родителям, Святослав Николаевич говорил: «лучшего вос­ питания я не мог представить. И лучшего воспитания я не мог бы рекомендовать никому. Елена Ивановна, моя матушка, и Николай Константинович, они всегда сле­ дили с самого начала за нашими наклонностями, за тем, что нам близко, чем мы интересовались и всячески это поддерживали и поощряли». После окончания гимназии Святослав Николаевич не сразу избрал для себя живопись. Он учился в Колумбийском и Гарвардском университетах, где изучал архитектуру, скульптуру, увлекался балетом... Последующие события круто изме­ нили цель его жизни. На рубеже XIX — XX веков многие художники Европы и России искали вдохно­ вения, новых жизненных идей, высоких идеалов на Востоке. Особенно привлекала Индия. В эту страну устремлялись путешественники, купцы, завоеватели, ученые, художники, философы. Уже в X веке в летописях записано о связях Индии и России. В XV веке в Индии был тверской купец А. Никитин. Есть в этой стране памятник и русской путешественнице, философу, писательнице Е.П. Блаватской. В Индии была балерина Анна Павлова, художники В. Верещагин. В. Ватагин, С. Чуйков и другие. В 1923 году в Индию приехала русская семья Рерихов. Это была не группа праздных туристов, а научно-художественная экспедиция, имевшая целью основательное изу­ чение Востока. Так древняя и мудрая страна Индия стала второй родиной Святослава Николае­ вича. Он любил ее природу, древнюю архитектуру, фрески, скульптуру, философию, людей — «и все это как бы будило что-то давно освоенное». «Я люблю Россию, люблю Индию: я как бы принадлежу двум народам» (С.Н. Рерих. «Священная флей­ та». Самара, 2000, с. 10). Святослав Николаевич твердо решил стать художником. Он не учился в Акаде­ мии художеств и избежал заучивания стандартной программы. Но на пустом месте ничего нельзя создавать. Копировать даже великих художников в искусстве противо­ показано. Есть мудрый совет: «Из древних чудесных камней сложите ступени гряду­ щего». Святослав Николаевич изучал искусство известных художников-профессио- налов в музеях Англии, США, Франции, Италии, Индии, России. Он самостоятельно оттачивал технику живописи, изучал законы рисунка, цвета, композиции, ритма. Ес- тественно, что решающую роль в понимании искусства живописи помогало творче­ ство отца, которое он наблюдал с детских лет и слушал его советы. Но если для неко­ торых художников восточные темы были лишь экзотикой, кратким эпизодом, то Свя­ тослав Николаевич изучал Индию многие годы и передавал своё видение страны поэтически и философски проникновенно: «Индия дает мне все сюжеты, ритм, сами краски, колорит картин».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2