Сибирские огни, 2004, № 11
АЛЕКСАНДР ШЕКШЕЕВ ‘JjKk «УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ» 10 июля 1930 года Ковригин стал членом колхоза «По заветам Ильича». Проку рор Хакасского округа, видимо, рассмотрел его жалобу и, констатировав, что Ков ригина раскулачили ошибочно, распоряжением от 16 июля 1930 года восстановил его в избирательных правах, вернул конфискованное у него имущество и рекомендо вал Усть-Ербинскому сельсовету выплатить этому крестьянину переплаченные им суммы кулацких налоговых обложений. И тогда было решено дожать упрямого и живучего мужика. Решив в 4-й раз привлечь Ковригина к лишению избирательных прав, М-нин и другие готовились к этому более тщательно: были заготовлены справ ки от четырех односельчан, в которых они свидетельствовали, что в 1924 — 1929 годах от двух — трех месяцев до целого года без оформления документов в его хозяйстве периодически трудились восемь батраков. На их основе послушный сельсовет в оче редной раз в сентябре лишил Ковригина избирательных прав и наложил на него твердое задание. В октябре РИК, вмешавшись, снова восстановил его в правах. Но ситуация вокруг Ковригина осложнялась все больше. Усть-Ербинский сель совет якобы установил факты хищения протоколов собраний бедняков и батраков, в которых они называли хозяйство Ковригина эксплуататорским. По мнению местных совслужащих, их исчезновение позволило ему ходатайствовать в РИК о восстановле нии в правах и убедить бедноту в своей правоте. Дочь его пытались уличить в офор млении фиктивного документа. Якобы она, будучи председателем маслоартели, выдала справку ковригинскому работнику о том, что он не батрачил в хозяйстве отца, а в это время работал в ее товариществе. Беднота, констатировалось на заседа нии сельсовета, на одном собрании характеризовала Ковригина как середняка, а на другом — как кулака. Наконец, очередное их собрание сочло, что освобождение его от индивидуального обложения было неправильным. К середине декабря два одно сельчанина, ранее свидетельствовавшие о том, что не были у Ковригина в батраках, изменили свои показания буквально наоборот. Хотя он и не являлся в это время лишенцем, 20 декабря его с формулировкой «как лишенного избирательных прав и эксплуататора» вместе с дочерью исключили из колхоза. 22 — 23 декабря сначала Усть-Ербинский сельсовет, а затем Копенский сельизбирком лишили Ковригина и его дочь избирательных прав. На этот раз Ковригин не стал подавать жалобу в РИК. В январе 1931 года он обратился с заявлением в Западно-Сибирский крайисполком, с которым в Новоси бирск ездила его дочь, а в марте — апреле направил его в Хакасский облисполком. В этих документах он информировал советские органы о том, что, хотя копенская группа бедноты и служащие Боградского РИКа признали его хозяйство трудовым и серед няцким, местные работники по личным счетам лишили его избирательных прав. Ковригин признался в найме сезонных работников, но только в 1920, 1924— 1925 го дах, когда хозяйство, вследствие мобилизации сына в армию, болезни его самого и выполнения им общественных поручений, оставалось без мужчины. Нэповское за конодательство ограничивало, но держало рынок наемного труда открытым. В этих условиях наем рабсилы в глазах Советской власти не являлся преступлением. К тому же в хозяйстве Ковригина трудились деревенские изгои, которые находили в его се мье еще и приют. Ответа от краевого и областного органов не последовало. Остатки хозяйства Ковригина были проданы за якобы произведенную им растрату собственного скота, пятистенный дом потом отвели под школу, а сам он был приговорен судом к полуто ра годам принудительных работ и трем годам ссылки. Семья, разбежавшись, начина ла «новую жизнь» в Абакане и Краснотуранске. Таких судеб и еще более трагических среди лиц, попавших в жернова раскулачи вания, было много. В условиях сплошной коллективизации, при известной инертно сти крестьянских масс, новая действительность нередко ломала людей буйством ма ленького человека, обладавшего властью и низменными инстинктами. АПОСТОЛ НОВОЙ ВЕРЫ Под влиянием антирелигиозной политики Советской власти в 1920-е годы про изошел раскол Православной церкви на тихоновскую и обновленческую. Офици альная церковь постепенно утрачивала свои позиции в духовной жизни деревни. В смутное время «великого перелома», потрясшего многих крестьян и вызвавшего их поведенческую растерянность, наблюдались, наряду с крайним и показным отчуж дением от религии, лихорадочные поиски духовного равновесия, выражавшегося порой в появлении апостолов и адептов новой веры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2