Сибирские огни, 2004, № 11

АЛЕКСАНДР ШЕКШЕЕВ «УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ» цин напомнил казакам об их долге и увлек станичников в отступление. Все свидете­ ли, которые проходили по этому делу, с 1919 года считали Катцина самым авторитет­ ным и влиятельным казаком в Соленоозерной. Вернувшись из отступа, Катцин не стал бандитом, хотя потом и обвинялся в «тесной связи» с соловьевцами. Однако в поставке Соловьеву боеприпасов он так и не сознался. В то же время встреча, которую оказал Катцин Соловьеву, когда после­ дний приехал в родную станицу в мае 1924 года, по свидетельству председателя сель­ совета Г.Е. Кожуховского, проходила в торжественной обстановке. Собравшиеся пили за здоровье знаменитого земляка, Катцин обставлял возлияние торжественными ска­ заниями, а затем, пригласив его к себе домой, еще раз хорошо угостил. Соловьев надеялся, что Катцин не позволит с ним расправиться. Но тот о случившемся узнал слишком поздно... Будучи общественно-активной личностью, Катцин с 1924 года начал публико­ ваться в местной печати, а с 1928 стал селькором. Почти в 50-летнем возрасте он писал стихи, например, с такими названиями «Мольба березы», «На смерть худож­ ника», «Гимн труду», «На стройку нового быта», «Люди, как тени, сходят с арены...» и т.п. Некоторые свои стихи Катцин читал крестьянам. Захватило его и новое хозяй­ ственное дело: он вошел в машинное товарищество, а в марте 1930 года в колхоз им. Буденного. Здесь он добился успехов в организации труда, и колхозники избрали его своим председателем. Однако для местных властей Катцин везде был плохим колхоз­ ником и руководителем. Еще в товариществе он якобы вел агитацию, в результате которой хозяйство совершило недосев, а полученный урожай поделило между сво­ ими. Муку, полученную за контрактацию скота, Катцин раздал колхозникам. «Строп­ тивца», к тому же допустившего большой падеж скота и выход бедноты из колхоза, в начале 1931 года «вычистили» и лишили избирательных прав. К этому времени он считался середняком, содержал семью, состоявшую из жены и троих детей. 20 апреля 1931 года Катцин был арестован и обвинен в активном участии в колчаковских формированиях и антисоветской агитации (ст. 58-10, 58-13 УК РСФСР). Особое совещание при Полномочном Представительстве ОГПУ по Западно-Сибир­ скому краю 22 мая того же года приговорило Катцина к 10 годам лишения свободы. Реабилитировали его лишь в 1989 году. КРЕСТЬЯНСКИЙ ТРУДНЫЙ ПУТЬ Как известно, государство, проводя массовую коллективизацию с учетом клас­ сового расслоения сельского общества, сломало старый, привычный уклад жизни крестьянства. Только по пяти округам (Красноярский, Канский, Ачинский, Мину­ синский и Хакасский) Приенисейского края к середине 1930 года были выявлены 12839 кулацких хозяйств. Из них раскулаченными оказались 10621 хозяйство, или 17,9 % от наличия их в Сибирском крае. По самым упрощенным подсчетам «ликви­ дации как класса» в этом регионе подверглись более 50 тысяч крепких крестьян. Коллективизация освещалась многими историками как советского, так и пост­ советского времени. На уровне центра выявлена ее общая политико-экономическая направленность. Но на сибирских окраинах написание этой части отечественной истории, а тем более вовлечение в нее элементов обыденной и глубинной жизни деревни, только начинается. Человек, с его внутренним миром, противоречивыми отношениями с подобными себе пока остается за рамками официальной науки. В то же время понятным становится, что насильственная коллективизация и раскулачива­ ние губили людей не только посредством приказов, отданных сверху. Конкретным примером здесь может служить судьба жителя деревни Большие Копены Боградского района ( ликвидированной в 1960-е годы в связи с переносом с территории, подлежащей затоплению Красноярским водохранилищем), Прохора Нестеровича Ковригина. На фотографии из семейного архива изображен типичный мужик с лицом, выгоревшим от солнца, руками, от постоянного крестьянского тру­ да почерневшими и превратившимися в «лошадиные копыта». Крепок и активен был мужик: однажды, схватив за узду, остановил было понесшую лошадь, сельский мир в 1923 — 1924 годах избирал его председателем сельсовета, в дальнейшем — членом поселкового и мелиоративного товариществ, комитета крестьянской взаи­ мопомощи и маслоартели. Старшая дочь Ковригина была членом или кандидатом в члены ВКП(б), возглавляла, будучи грамотным и развитым человеком, маслоартель. Так что не были чужды сибирскому крестьянину коллективные формы хозяйствова­ ния и сбыта плодов своего труда, а также некоторые элементы коммунистического 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2