Сибирские огни, 2004, № 11
        
 Здесь не найдешь никакого внятного ответа, кроме того, что всё дело в её вож дях. Россияне ленивы и нелюбопытны, их вожди неутомимы и гениальны. Иван Гроз ный, Петр Первый, Владимир Ленин, Иосиф Сталин — вот творящий слой русской истории и нации. Когда он истощается, Россия превращается в гуляй-поле, по кото рому бродит лихой человек. Среди либеральных читателей «Сибогней» принято счи тать, что монархия и советская власть уродовали русскую нацию. Наивные! Именно Петр Первый и Сталин заставляли эту нацию прыгать выше собственной головы и покорять своими науками и искусствами Европу. Исчезли со своих мостиков жесто кие капитаны, и что же? А то, что обнаружилось, что русское национальное «дао» без кнута и палки не может существовать. Оно внутренне желает принуждения, приказа и гулаговской шарашки. В сказанном нет никакого оскорбления, но единственно признание антро пологического факта: сталинизм, этот жупел европейского гуманизма, есть чаемое * состояние русского вещества. «Быть русским» — значит отдавать свою индивиду- \ альную свободу во власть демиурга, кесаря, «другого». О, этот мучительный пара докс, от которого трещит голова! С одной стороны тончайшая духовная цивилиза ция, великие Пушкин, Достоевский, Лев Толстой и вся гениальная русская классика, с другой — жандармский монстр, упершийся головой в Ледовитый океан, а пятками в прикаспийские степи и пугающий Европу казарменными предпочтениями своей души. Ваш покорный слуга, проживший украинское детство, прибалтийское отроче ство, ленинградскую юность и далее везде, не в силах разрешить этого парадокса и оставляет его в ведении читателей В том числе еврейских. Не найдешь такого места в русском бытии, где бы ни : отметился неугомонный, бессонный, вездесущий, деятельный Еврей. Это как в анек доте: «Я нигде, он везде». Это евреи записали за русских их историю, возглавили революцию, создали Красную армию, трудовые лагеря, совнаркомы, академичес кую науку, просвещение — короче говоря, оказались самыми верными и талантли выми исполнителями воли великих русских вождей, бродильным составом их дер жавных замыслов. «Двести лет вместе» назвал свою книгу Александр Солженицын. «Двести лет вместо» — поправил его названием своей статьи Дмитрий Быков. Точка зрения Дмитрия Быкова представляется более убедительной. Ба, даже наиболее та лантливые советско-патриотические фильмы, песни, литературные произведения и самый социалистический реализм, как «стиль эпохи», были написаны и созданы евреями. Они хотели быть святее римского папы и сами же больше всего страдали от своего верноподданнического рвения. Их бурный жизнестроительный темперамент встречался русским «множеством» с гримасой антипатии. «Оставь нас, жид. Нам хорошо в нашем болоте. Мы здесь живем». Но те же русские дали оглушительный отпор двум величайшим завоевателям мира, Наполеону и Гитлеру, когда остальные народы пали на лице свое и просили о пощаде, предпочтя сопротивлению рабство. Обе войны на территории России стали народными и партизанскими. Каждый раз, когда начинают ломать ее коллективную генетическую сущность, эта нация встает на дыбы. «Быть русским» — значит лю бить свою родину больше, чем самого себя. А быть китайцем? Французом, итальянцем, испанцем, никарагуанцем? Наверное, то же самое. Но автор никогда не бывал ни тем, ни другим, ни треть им, и ему не очень хочется. Его родина — Советский Союз. Он там родился, вырос, служил в армии, получал образование, был счастлив и несчастлив, любил и был любимым, дружил и ненавидел, пересекал эту необъятную ойкумену из края в край и везде чувствовал себя в своей ложке, «среди своих». А многие поддались на антисоветскую пропаганду и брызнули во все четыре стороны света, полагая, что за эмигрантским бугром их ждут сплошные пышки и пироги. Как бы не так. Насколько известно автору, легконогие беглецы отнюдь не про цвели на эмигрантской ниве и маются, соблазненные и покинутые, в чужой и чуждой иноязычной среде, ежедневно наказывающей их за непонимание арифметических таблиц западного поведения. «Русские за границей не процветают», — меланхолич но констатировал один из корреспондентов автора сего. И продолжил: «Слухи о благополучии в Америке-Канаде сильно преувеличены. Наши по-пре- жнему думают, что они будут здесь жить в таких же домах, какие они видели в кино. А они живут в таких же, в каких жили в «совке» или похуже, только в 100 раз дороже. Канадцы тоже живут в таких же домах, как и мы в «совке», и считают, что все нормально. Люди продолжают не верить своим глазам долгие годы, оз лобляются и т. д. Лекарство от этого — учить английский язык и не читать русских газет, меныие общаться по-русски. Пессимизм — заразная штука!» 153 ВАЛЕРИИ СЕРДЮЧЕНКО sg|£b ИВАНЫ И ХАИМЫ
        
         Made with FlippingBook 
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2