Сибирские огни, 2004, № 7

— ... «Восточный отряд русских Тамплиеров» — это было чисто художествен­ ным явлением. Первая ложа, открытая Карелиным, находилась под прикрытием Кропоткинского музея. Но посвящения шли и в Питере, и в Киеве, и в Одессе. А в вашем Минске знаменитая «Lux astralis» открылась самостоятельно, но некоторые личности были членами и там, и там. Уровень посвящения зависел от мистической готовности неофита. Михаил Чехов дошел до самого высокого градуса. Цель? Одна и та же на все века: успех. Луначарский и Енукидзе, конечно же, были прикрытием, громоотводом на всякий случай. Главными, скорее всего, являлись братья Завадс­ кие, Никитин и Смышляев. Многие, многие вступали ради корыстной пользы: дей­ ствительно, без усилий завлита «рыцаря» Маркова, упрямый старикашка Станислав­ ский в жизни бы не поставил в своем театре пьесы «членов Капитула» Булгакова и Вишневского. И среди этих ищущих выгоды оказались те, которые потом, в период определения «истинности ритуала», так же легко переметнулись к победившим конку­ рентам. Кто это? А кто выжил в «чистки». Мой покойный муж был генералом НКВД, а в молодости как раз входил в следственную бригаду по делу «Lux astralis» Зубатки- на, и я готова представить доказательства, что Эйзенштейн стал официальным совет­ ским гением именно благодаря отправки в лагеря рыцарей-тамплиеров Мейерхоль­ да и Завадских. Может быть, когда-нибудь все же закончу свою книгу... — ...И если вдруг захочу ее издать... Понимаете, есть тяжкий груз общественно значимых знаний, запретных для неподготовленных... И еще мои личные рассуж­ дения о необходимости запрещать некие знания или делать их доступными. Лич­ ные мои рассуждения. Я еще не приняла решения, но, все же, для чего-то пишу. Кстати, вот вы вот с таким пиететом поминали вчера имя Михаила Чехова. Конеч­ но, Станиславский только-только начал применять техники медитации для актерс­ кой профессии. Многое из йоги еще тогда было не переведено для европейцев, но! Почему, по-вашему, Михаил Жаров так скоро сбежал из театра Мейерхольда? И всю жизнь просто панически трясся, вспоминая то недолгое время сотрудниче­ ства? Медитация-то медитацией, а случались тогда и такие «юношеские» экспери­ менты: на Малой Лубянке, рядом с ГПУ был арендован подвал, якобы для репети­ ций. Собирались в нем только избранные, по ночам, когда в нескольких десятках метров по соседству шли расстрелы. И устанавливали контакт с «примитивными» духами, которые слетались на свежую человеческую кровь. У вас, в современном Минске, надеюсь, до этого не дошло?.. — ...Боги стареют. Медленнее, чем люди, но все же. И рано или поздно боги умирают, оставляя служащий им этнос без своего покровительства. К сожалению, век наших коммунистических космократоров оказался совсем уж короток. Но, как и сто лет назад, да и как всегда в таких случаях, жрецы не пожелали объявить об этом непосвященным. Наши идеологи продолжают совершать ритуалы, которые, увы, уже не влияют на мироздание. Мы поем гимны опустевшим тронам. Это сказывает­ ся не только на урожае, но и на искусстве, которое, конечно же, чувствует пустоту, но пока не решается покинуть тонущий корабль. Кроме самых умненьких и цинич- неньких: Аксенова, Бродского, Лимонова. Они больше не ждут в очереди здесь, а уже кушают там. И, правда, чего им ожидать здесь? Квартиру от литфонда к пенсии? «Волгу» и дачку в Переделкино? Так это надо еще заслужить. То ли дело борец с мировым коммунизмом! Мировому борцу — мировая известность! Надеюсь, вы понимаете, что к Солженицыну это не относится... А и, вообще, будет ли здесь но­ вое? Или на недолго вернется старое? Я вот, наверное, уже не увижу ответа. И мне от этого, простите, комфортно... А что касается национальной элиты... Вы молоды, умны, хороши собой. Все это провоцирует вас тянуться к социальным вершинам. Но вы опоздали лет на тридцать. На одно поколение. И чтобы сейчас взойти на наш агонизирующий Олимп, совсем уже нет нужды искать счастья в двенадцати подви­ гах. Достаточно одного шутовского колпака. Распутинщина. Банальная петля исто­ рии. И не говорите, что это Вениамин подбил вас, ибо вы сами слишком легко согла­ сились стать шаманом или суфием. И еще Маше глазки строили. Причем очень фальшиво. Не оправдывайтесь, я никому не расскажу. Только помните: герой всегда может сыграть роль шута, а шут героя всего один раз. Об этом предупреждал не только Шекспир... 02 О а Он 0 02 П « S 4 5 1 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2