Сибирские огни, 2004, № 7
ВАСИЛИЙ ДВОРЦОВ № ОКАЯНИЕ — Молодой только Пельцер не была. — Нет, это действительно так. И, потом, как ваше поколение абсолютно чуждо тому, что и как играли мы. Взять хотя бы современную драматургию. Я не имею в виду Шатрова, он наш, старик, а тех, кто после. Почему она так инфантильна? По страстям, по мыслям. Тот же Чехов тоже писал о частных людях, частных судьбах. Но там за каждым, даже самым мелким героем такое многоточие стоит, что вселенной пахнет. А у вас? — А позвольте с вами не согласиться! — Даже привстал Веня. Но его хором заткнули. И вроде как придвинулись к Сергею. Что бы такого заплести? — Есть новая драматургия или нет, это вопрос к критикам. Сами понимаете, чтобы хоть где-то напечататься, вначале нужно им понравиться, заслужить их благо склонность. Кого они хвалят? И за что? Я подозреваю, что только за то, что им понят но в конструкции. Вообще «наше» искусство отличается от «вашего», прежде всего, ясно прощупываемым каркасом, торчащим скелетом замысла. Схематичностью. И все именно оттого, что для современных критиков неудобна интуитивность. Нет нынче ни Григорьевых, ни Стасовых. Поэтому на поверхность выходит только то, что при надлежит обыденному сознанию некоего среднестатистического выпускника ГИТИСа, типа какого-нибудь Миши Швыдкого или Маши Соновой, то есть то, что уже изложено в учебниках. Любых, пусть даже Луначарского, Сартра. Фрейда, на худой конец. Хотя, конечно, и просто уже раскрученное имя тоже воспевается. Даже если оно вдруг что-то и не по лекалу написало. Но воспевается бестолково, воспева ется не сама работа, а именно имя. Вот тут прочитал «Цаплю» Аксенова. И в недо умении: такой вал похвалы, столько восторгов, а за что? За смесь пошлости и зауми? Заболоцкий, в свое время, хотя бы был искренним. А тут? Я честно задумался: тоже ведь поверхностная тенденция, но какая-то незнакомая. Я вообще не люблю, не при емлю фрейдизм в искусстве, он слишком примитивен. Даже точнее, слишком унизи телен для человека. В «Цапле» вроде бы его и нет, или, точнее, он там не главное, но что тогда для меня не так? Что меня отталкивало? — Вы правы, это не фрейдизм. Аксенов — писатель с чутьем, с ориентацией на дух времени. Он-то как раз вообще не диссидент, а, наоборот, конъюнктурщик. Прин ципиальный сопБэгтізГ В нем абсолютно отсутствует то, что Вениамин точно опре делил как страх смерти. Источник его творчества не в знании смерти, а в знании жизни. И стимул для труда — не освобождение от подсознательного, не метание в хаосе, а вполне даже сознательное желание точно спланировать жизнь. Хорошую, буржуазную жизнь. Василий, — а я знала его лично и, думаю, имею право так назы вать, — очень грамотно, даже мастерски умеет быть модным, в меру эпатажным, с минимальным риском просчитывая социально-потребительский интеллектуальный заказ на будущий сезон от тех, кто платежеспособен. Поэтому его вещи всегда умны, но, от отсутствия необходимой в настоящем, природном творчестве иррациональ ности, холодноваты. А когда в художнике нет страха перед неведомым, он всегда врет о любви. Врет. И этим он вам не нравятся. И слава Богу. А насчет скелета, каркаса, то есть «изма»... Это вообще интересно: соцреализм, как способ дарвинистского миро- видения, процветал, как ни странно звучит, у графа Толстого и пошел на спад сразу после Горького. Не зря же Ленин называл Льва Николаевича «зеркалом револю ции». Потом был фетишизм Островского, Шолохова и Алексея Толстого. Далее все как-то к экзистенциализму Быкова и Ценского покатилось. Сейчас вот и фрейдизм отходит. А что на смену? Вы читали работы Льва Гумилева? Я почему-то думаю, что следующей игрушкой культуры станет тотемизм. Все эти провинциалы Беловы и Айтматовы — они просто не дошли до своей вершины, но за ними самое ближай шее будущее. Хозяйка сама пошла провожать соседей, отправив Машу стелить тем, кто оста нется. Хозяин и, естественно, все знающий и об архитектуре, Веня осматривали дом вокруг. Не дом — комплекс из оранжереи, бани с бассейном, мастерских, спортзала. Сергей, вышедший было с ними, остался на высоком крыльце, сел на ступеньки и закурил. Ни ветерка. Сквозь замершие плотным черным кружевом сосновые сети с ультрамаринового задника сияли сто лет не виденные в Москве огромные звезды. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2