Сибирские огни, 2004, № 7
ВАСИЛИИ ДВОРЦОВ їїСШу, ОКАЯННЕ — Это ничего, что я тут брожу, смотрю? Можно? — Отчего нет? Это же в зоопарке за просмотр деньги требуют. А тут за так ходи. Ходи. Тут тропинок много. Может, и свою найдешь. Коли сердце просит. — Просит, отец, ох, просит. Они посмотрели, заглянули, протекли друг другу в глаза, и Смирнова пробило. Он, согнувшись в три погибели, уткнувшись лбом в царапающую стену, взахлеб ры дал, а отец Савва, положив горячую ладошку ему на затылок, шепотом молился. Кузница — место священное. Все ритуалы соблюдались здесь до мелочи, иначе огонь, вода и металл не совмещаются. Недаром сюда ни разу не ступала женская нога. Горн — жертвенник, наковальня — престол, корыто — купель. Возле них суе титься не полагалось. Место каждому определялось от порога, без дальнейших по правок. Поэта и артиста, как полнейших профанов и к железному делу самых непри годных, поставили качать меха. Дело не хитрое, но, мало того, что через десять минут начинаешь, как Снегурочка от Мизгиря, таять, труднее всего оказалось оставаться в заданном ритме, не отвлекаться. И это когда вокруг происходило такое! В раздувае мом ими белом пламени густыми малиновыми брусками на фоне оранжевых углей темнели две заготовки. Их периодически покручивали, задвигали и выдвигали, вы таскивали на пробу, обивая окалину. Самыми ловкими помощниками оказались медбратья из Склифосовского, они и были молотобойцами, стоявшими напротив Смирнова. Один студент длинными щипцами таскал заготовки из горна к наковальне и обратно, а второй подавал кузнецу по требованию разный инструмент. Феликс и Федор, несмотря на понтовку первого, просто ассистировали всем. В какой-то мо мент одна из заготовок «дошла», и ее начали оглушительно плющить, нещадно коло тя в мастерский молоточек и две кувалды. Смирнов, левой рукой удерживая искря щий под ударами металл, правой указывал место, куда тут же, с коротким стуком, опускалось два молота. Потом туго поддающийся лист снова отправлялся в пекло, взамен подавался другой, поменьше. Его не плющили, а вытягивали в длину, пока он не превратился в неуклюжую, корявую проволоку. После этого его на время забыли. А вот первый, все более и более уплощаясь, стал приобретать знакомые по детским фильмам очертания меча-кладенца. Крестообразный меч, наполнив все вокруг свистящим облаком пара, забурлил во вкопанной в землю ванне, продолжая светиться малиновым светом и на дне. Не такой уж он и большой получился, со змеем-горынычем не повоюешь. И работы до его окон чания еще непочатый край. Но пока с ним все. Теперь роза. «Роза»?.. Проволока была разрублена на кусочки, вновь прокалена, и тогда Смирнов сам, отослав всех подальше в сторону, только с перезвоном меняя подаваемые кувалдочки, за несколько минут превратил малые кусочки в ланцетовидные листья с острыми рваными краешками, насадил их черенками на общую ветвь. И совсем уже с бешеной скоростью вдруг выковал пышный, широко распустившийся бутон. «Держи!»— оглохший Сергей осто рожно принял в зажиме железную ветку. Цветущую ветку: черный уже стебель с отогну тыми вниз листьями ало цвел дышащими внутренним жаром распахнутыми лепестка ми. Свет мелкими голубоватыми волнами переливался от центра к краям, и обратно. Цветок постепенно темнел, из алого становясь красным, затем пурпурно-фиолетовым. Волны затихали, продолжая плескаться только в самой глубине бутона. — Смотри. Смотри, пока металл живет. Это тебе на всю жизнь запомнить нуж но. Смотри. А потом все разом почернело. И цветок стал тяжелым. — Его не нужно закаливать. Положи так, пусть остывает. Отвезешь для лю бимой. — Да как же вы так быстро его ... сотворили. — Ну, ты глазастый! — За Смирновым начали смеяться и остальные. Сергей проследил за их взглядами и захохотал сам: чуть дальше, под потолком, висело не менее десятка огромных разлапистых кованых люстр, сплошь покрытых железными розами. Только без веток. «Заказ для Кремля. Добавят гжелевых плафонов, фарфо ровых подвесок, красота будет неописуемая. А мне за них «заслуженного» союз художников обещал». Кстати, а почему его роза без шипов? «Она же райская». 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2