Сибирские огни, 2004, № 7

ВАСИЛИИ ДВОРЦОВ їїСШу, ОКАЯННЕ — Это ничего, что я тут брожу, смотрю? Можно? — Отчего нет? Это же в зоопарке за просмотр деньги требуют. А тут за так ходи. Ходи. Тут тропинок много. Может, и свою найдешь. Коли сердце просит. — Просит, отец, ох, просит. Они посмотрели, заглянули, протекли друг другу в глаза, и Смирнова пробило. Он, согнувшись в три погибели, уткнувшись лбом в царапающую стену, взахлеб ры­ дал, а отец Савва, положив горячую ладошку ему на затылок, шепотом молился. Кузница — место священное. Все ритуалы соблюдались здесь до мелочи, иначе огонь, вода и металл не совмещаются. Недаром сюда ни разу не ступала женская нога. Горн — жертвенник, наковальня — престол, корыто — купель. Возле них суе­ титься не полагалось. Место каждому определялось от порога, без дальнейших по­ правок. Поэта и артиста, как полнейших профанов и к железному делу самых непри­ годных, поставили качать меха. Дело не хитрое, но, мало того, что через десять минут начинаешь, как Снегурочка от Мизгиря, таять, труднее всего оказалось оставаться в заданном ритме, не отвлекаться. И это когда вокруг происходило такое! В раздувае­ мом ими белом пламени густыми малиновыми брусками на фоне оранжевых углей темнели две заготовки. Их периодически покручивали, задвигали и выдвигали, вы­ таскивали на пробу, обивая окалину. Самыми ловкими помощниками оказались медбратья из Склифосовского, они и были молотобойцами, стоявшими напротив Смирнова. Один студент длинными щипцами таскал заготовки из горна к наковальне и обратно, а второй подавал кузнецу по требованию разный инструмент. Феликс и Федор, несмотря на понтовку первого, просто ассистировали всем. В какой-то мо­ мент одна из заготовок «дошла», и ее начали оглушительно плющить, нещадно коло­ тя в мастерский молоточек и две кувалды. Смирнов, левой рукой удерживая искря­ щий под ударами металл, правой указывал место, куда тут же, с коротким стуком, опускалось два молота. Потом туго поддающийся лист снова отправлялся в пекло, взамен подавался другой, поменьше. Его не плющили, а вытягивали в длину, пока он не превратился в неуклюжую, корявую проволоку. После этого его на время забыли. А вот первый, все более и более уплощаясь, стал приобретать знакомые по детским фильмам очертания меча-кладенца. Крестообразный меч, наполнив все вокруг свистящим облаком пара, забурлил во вкопанной в землю ванне, продолжая светиться малиновым светом и на дне. Не такой уж он и большой получился, со змеем-горынычем не повоюешь. И работы до его окон­ чания еще непочатый край. Но пока с ним все. Теперь роза. «Роза»?.. Проволока была разрублена на кусочки, вновь прокалена, и тогда Смирнов сам, отослав всех подальше в сторону, только с перезвоном меняя подаваемые кувалдочки, за несколько минут превратил малые кусочки в ланцетовидные листья с острыми рваными краешками, насадил их черенками на общую ветвь. И совсем уже с бешеной скоростью вдруг выковал пышный, широко распустившийся бутон. «Держи!»— оглохший Сергей осто­ рожно принял в зажиме железную ветку. Цветущую ветку: черный уже стебель с отогну­ тыми вниз листьями ало цвел дышащими внутренним жаром распахнутыми лепестка­ ми. Свет мелкими голубоватыми волнами переливался от центра к краям, и обратно. Цветок постепенно темнел, из алого становясь красным, затем пурпурно-фиолетовым. Волны затихали, продолжая плескаться только в самой глубине бутона. — Смотри. Смотри, пока металл живет. Это тебе на всю жизнь запомнить нуж­ но. Смотри. А потом все разом почернело. И цветок стал тяжелым. — Его не нужно закаливать. Положи так, пусть остывает. Отвезешь для лю­ бимой. — Да как же вы так быстро его ... сотворили. — Ну, ты глазастый! — За Смирновым начали смеяться и остальные. Сергей проследил за их взглядами и захохотал сам: чуть дальше, под потолком, висело не менее десятка огромных разлапистых кованых люстр, сплошь покрытых железными розами. Только без веток. «Заказ для Кремля. Добавят гжелевых плафонов, фарфо­ ровых подвесок, красота будет неописуемая. А мне за них «заслуженного» союз художников обещал». Кстати, а почему его роза без шипов? «Она же райская». 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2