Сибирские огни, 2004, № 7
композиторов писался ансамбль Покровского. Какой же фольклор обойдется без его колесной лиры? Вологодский или Терский? Никак... В четыре он встретил Сергея и Федора на проходной, подавил сопротивление вахтера и провел по запутанным ко ридорам перестроенного старинного особнячка. За какими-то очередными утеп ленными дверями с ничего незначащим призывом: «Тихо! Идет запись», кто-то дей ствительно сильным, низким меццо-сопрано выводил запев про «Батюшку Дона». Пришлось подчиниться, посидеть, подождать. Покровцы только что вернулись из- под Ростова, с экспедиции, и по результатам обкатывали новую программу. Песни донского казачества. Запишутся, отдохнут, а с сентября — концерты, концерты... Соб ственно, Сергея за этим и пригласили, чтобы он показал ребятам, как крутят шашку. Или две. А Федор? Федор пришел наниматься в певчие. Чего-то в нем вдруг забурли ла, заиграла праславянская кровь, он обложился исторической литературой, бросил курить, подвязал волосы красной ниткой и повелел считать себя древним язычни ком. Велесистом. Почто же нет? Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы училось. Родите ли бы не выдержали двух неудачников. Черное, косое лицо, прячущее под острыми усами зашитую заячью губу, чер ные, толстые, как у коня, длинные волосы. Черный, непроницаемый взгляд близко посаженых глаз. Вблизи Покровский произвел самое неприятное впечатление. Если ж тебе человека рекомендовали как специалиста, то зачем какое-то идиотское анке тирование? С подковырками из букваря? Зачем? Если ты сам, все равно, полный профан? Игра на публику? На подчиненных? Ну-ну, нам терпимо... А вот шашка была «гарная». Судя по клейму — златоустовский клинок прошлого века, а рукоять и ножны, наверно, грузинские, с частой искристой насечкой по черненому серебру. Сергей, вздыхая от зависти, терпеливо объяснял принцип противовеса рукояти и лезвия, принцип перехвата пальцев. И элементарную технику безопасности для тех, кто любил свои уши. Хорошо, что когда-то в их академгородковской «Виктории» они, кроме всего прочего, проходили и историческое фехтование на разных видах оружия. Тренер был фанатиком, ел и спал в зале. Сам делал макеты мечей, сабель, доспехов. Каждому мальчонке доверял от порога. Вот такими-то и держится Земля Русская. А на Покровского ему, собственно, наплевать. Феликс попросил, для Фе ликса и стараемся... Для гостя сделали прощальный подарок. Как это объяснить, когда тебя ставят посредине зала и неожиданно окружают плотным кольцом вкусно пахнущих моло дых девах? Вот они, на подбор рослые, объемные в своих вышитых и отделанных шелковыми лентами сарафанах, прикрыв глаза, крепко держась за руки, начинают медленно-медленно двигаться посолонь. Сильно заводит солистка, напротив ей от вечает другой голос. Посыл — ответ, посыл — ответ. Неровно подхватывает третий, он ломается, словно не знает к кому из запевал присоединиться, но тут уже все разом заунисонили с той самой, с низким, почти мужским меццо, которую Сергей с Фе ликсом слышали из-за дверей. Слов не понять. Посыл — ответ. Посыл — ответ. Через унисонный хор. Вроде по-родному, по-русски. Но только он так и не может уловить слов. Их, наверное, просто нет. Есть звуки, слоги, а слов нет. Бессмыслица, как в любом магическом заклинании. Закликании. Есть только протяжный вибрирующий утробный зуд, эти невнятные звуки ожидания материнства, грудной и гортанный зов к зачатию. Круг вращается все быстрее, в такт мелодии чуть сжимаясь. Самая моло денькая, вся, как перепелиное яичко, в конопушках, рыженькая девчушечка вдруг вспыхивает пронзительным тонким колокольчиком. Что это? Что с тобой? Как объяс нить, что ты вдруг ясно ощущаешь, как по спине пробегает холодок, пальцы скрючи ваются, а тело начинает терять вес? Хоровод движется, движется. Сарафаны мелька ют, переливаются, в косые складки сворачивая окружающее пространство. Или же нет! — это не они, это уже ты сам, сам ввинчиваешься в ту самую, с тех пор со страхом вспоминаемую полосатую трубу. Вес земного тела окончательно уходит, а набравший необыкновенную мощь звук неразличимых слов начинает разделяться, разлагаться на низкий плотный гул, на котором ты неустойчиво колеблешься, как на пружинящем ковре, и на высокие-высокие, на грани инфразвука, звоны, которые манящим хрустальным куполком посверкивают вверху. Внизу — гул, вверху — звон. 3 Заказ №239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2