Сибирские огни, 2004, № 7
зьяннике» членством или заслуженностью, ему самому приходилось решать веч ную детскую задачку: «казнить нельзя помиловать». Конечно же, в одном варианте: помиловать. Благо, он уже десять лет в центре и знал, кто из каких областных, город ских или районных чинов кому в искусстве оказывает покровительство. И так, даже не заглядывая в театры, за исключением праздничных концертов, он знал всех знаме нитостей поименно и в лицо. Знал, кто и сколько пьет, как и с кем грешит. Ладно, люди все живые, все с прибабахами, но важно, чтоб все было согласно табели о рангах. Артисты обычно свое положение четко понимали. Понимали, что, в зависимости от званий и лауреатств, они себе могут позволить: кто просто в кафе столик перевер нуть, а кто посреди ночи «Куда, куда вы удалились» под горячевскими окнами про орать. Конечно, народец нервный, нежный. Самый смелый «Дон-Кихот», пообщав шись пару часов с залетными вокзальными урками, хулиганьем и цыганами, обыч но на полгода притихал. Хоть и гоношился до последнего. Кстати, как раз именно те, кто участвовал в этих самых юбилейных концертах, и были самые неприкасаемые. Их оставлять на ночевку категорически было нельзя, только попугать липовым про- ; токолом и уведомлением по месту работы. Кстати, а коньяков от артистов он еще не получал. Художники и Красный уголок оформили, и Доску объявлений, и вон че канный профиль Дзержинского на стену изготовили. Коньяк, это писатели, бывало, несли. А артисты все какой-то народ неблагодарный... Иногда умирает человек. А иногда мир вокруг человека. Это не сразу понима ешь. Странно идти, слушать, как тукает твое сердце, ощущать сбившуюся стельку, которую лень поправить, и безучастно разглядывать умерший мир. Странно, но зна комо. Это очень напоминает первые картинки младенческой памяти. Когда ты по мнишь или, вернее, заново видишь какой-нибудь факт во всех его мельчайших под робностях, но никак не относишься к нему. Это уже после, в памяти семи-, восьми летних к картинкам прикладывается и воспоминание о чувствах и эмоциях, их сопро вождавших. Потом. Так и сейчас. Что есть умерший мир? Красный светофор и необходимость сто ять. Автобус с прилипшими изнутри смутными лицами. Потом долгий-долгий пере ход через площадь среди чужих спин и плеч. Потом еще один короткий переход Вокзальной магистрали, серый урод центрально банка, поворот, поворот. Зеленая бутылка «жигулевского» из «Снежинки», беляш в промасленной оберточной бумаге. После обязательно нужно аккуратно вытереть губы и пальцы. Кто-то, за последние три года ставший хорошим знакомым, невнятно произносит соответствующие встрече слова, потом громче добавляет нужную информацию: не забыть сдать в библиотеку Гофмана, вечером последний прогон, одолжить грим у Лариски. «Сигарету? Пожа луйста!» Да, все вокруг еще продолжает привычно перемещаться, совершая как не кий ритуал известные действия, контактировать и взаимно реагировать в пределах про стейшей необходимости. Наверное, все еще вокруг достаточно логично. Но это все уже неважно, совершенно неважно. Потому что уже нет самой главной логики. Глав ной логики этого мира — его жизни. И еще: как-то сразу исчезли запахи и фактуры. А без этого все эти чужие люди, все львы и куропатки, суть только бессвязные рефлексы, бессмысленные клеточные рефлексы в уже мертвом теле. Во вселенском мертвом теле. Все и все теперь только факты, к которым уже нет отношения. Он встретил ее на полпути от училища к оперному. Умные подруги с оскорб ленным видом прошмыгнули мимо, и поспешили дальше, даже не оглядываясь. Пар ковая зона внутри огромного трамвайного кольца, расчерченная длинными пересе кающимися тропинками, была вся выбелена облетающими лепестками ранеток. Солнечный свет, просеянный через чуть покачивающиеся кроны высоченных топо лей, играл на миллионах этих рассыпанных и продолжающих сыпаться, пронзитель но белых крапинках конфетти. Несколько секунд они вглядывались в друг друга. Сер гей протянул руки, но безответно. — Таня. — Что? — Та-ня. 25 ВАСИЛИИ ДВОРЦОВ № ОКАЯНИЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2