Сибирские огни, 2004, № 7
Но на поверхности книжной страницы он обнаруживал лишь имена, которые мало что говорили советскому человеку, живуще му в провинции. Делоне, Паскин, Сутин, Кокто, Макс Жакоб, Блез Сандрар... В поэме Сандрара «Транссибирский экспресс» каждый эпизод, каждый период замыкает вопрос героини: — Блез, скажи, мы с тобой далеко от Монмартра? Мы были невероятно далеко. Мне и до сих пор плохо верится, что Париж действительно существует. В моем опыте его нет. И не важно. Важно, что он существует как миф... * * * Среди тех книг можно было обнаружить очень своеобразные издания: «От жизни — в ничто» или «Критика буржуазных эстети ческих концепций». В этих книгах иногда можно было увидеть мутные черно-белые репродукции. Как примеры вырождения западного искусства подавались портреты Модильяни и натюрморты Хайма Сутина. Хорошими альбомами мы обзавелись гораздо позже. В то же самое время все чаще стали выходить книги, посвященные восточным культурам. Публиковались философские трактаты, легенды и сказки, монографии о культуре быта, книги о живописи и каллиг рафии. После бессодержательной критической литературы древние тексты поражали точ ностью мысли и внутренней силой. Эстетика древнего Китая и его философ ские школы, построенные на идее единства человека и природы, были очень близки для Дыкова. Человек, живущий в горах, невольно начинает ощущать кожей окружающий его мир. Помню, как Сергей читал подписи к акварелям Ци Бай-ши: «Это южные грибы. Они вкуснее, чем северные. Старый Ци Бай-ши их часто ел». Было почему-то смешно. Действительно, теперь довольно труд но найти художника, который знает на вкус то, что рисует. * * * Год 1979-й ознаменовался моим первым разводом. И, оглядываясь назад, я удивленно всплескиваю руками: как все трудно бывает первый раз! Я жил в подвале кинотеатра, устроив шись там и сторожем, и художником одно временно. Должность сторожа обязывала меня при сутствовать на работе ночью, должность ху дожника требовала моего присутствия днем. Все это позволяло мне обходиться без квартиры. Но за это круглосуточное присут ствие на работе мне платили всего полтора минимальных оклада. Квартиры не было, не было и адреса. Переписка прервалась, прекратились поездки. И, возможно, именно поэтому в то вре мя я очень много рисовал. И научился де лать свое движение, свою линию. Потому что рядом с Дыковым рисовать очень трудно. Глядя на легкое движение его руки, мгновенно превращающее белый лист в рисунок, очень остро ощущаешь свое профессиональное несовершенство. До полной потери уверенности. До паралича. А потом я ездил по Новосибирской об ласти, украшая кирпичные, шлакоблочные и деревянные магазины элементами совре менного дизайна. Возвращался в город на день, на два, иногда — на несколько часов. И снова не было времени съездить в Горно-Алтайск. И не было возможности написать пись мо, оттого, что моя жизнь слишком круто изменила мое течение, и я не всегда смог бы объяснить сам себе, что же со мной сейчас происходит. Это потом уже приходит усталость, и вместе с ней — желание разобраться... * * * Я приехал в Горно-Алтайск в середине восьмидесятых и нашел Сергея на новой квар тире. Дверь открыла его жена. Поперек единственной комнаты вмес то перегородки стоял шифоньер. Задняя стен ка его была расписана. Расписаны были и стены коридора, и дверь в ванную, и стулья на кухне. При мне Сергей расписал дверь, ведущую на балкон. По квартире бойко бегал ребенок. Как и прежде, все было завалено рисун ками, залежи работ образовались и в его теат ральной мастерской. Я обратил внимание, что рисовать с натуры он стал гораздо реже. Тысячекратно повторенный в рисунках, предмет постепенно утрачивал свою пред метность, превращался в знак. Знаки сплета лись на листе, начинали жить своей отдель ной жизнью. И в этих сплетениях можно было узнать движения растений и услышать дыхание сти хий... 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2