Сибирские огни, 2004, № 7
Органные аккорды Баха сливались с шелестом листьев, неподвижным светом луны и мерцанием близких звезд. Аккорды повторялись, вызывая трево гу, упруго вздымались к небу, и вдруг при шло удивительное чувство растворенности в этом большом и цельном мире, где все не обходимо, уравновешенно и взаимосвязано: горы, деревья, звезды, музыка... Дыхание ветра в ночной траве. И теперь, когда я гляжу на картины Ды- кова, ко мне вновь возвращается это ощу щение. * * * Мотивы летних зарисовок возвраща лись зимой, в рисунках и композициях — более обобщенные и удивляющие неожи данными деталями. Жизнь прочно впитыва лась в эти листы. Из сплетения линий и прозрачных пя тен каким-то неведомым образом возникал светящийся, почти бестелесный и пронзи тельно знакомый мир. Возможно, таким он был в наших детс ких снах. На этих рисунках веселые конокрады уводили чужих коней. Из кустов выходили бородатые разбойники. В темном лесу, под деревом, окруженный сияющим светом си дел отшельник, склонившись над древней книгой. Кони храпели и бились, вырывая пово дья из рук. Над головами конокрадов осле пительно сверкали звезды. Огромные ножи разбойников больше подходили для жертвоприношений, чем для поножовщины... На этих рисунках прозрачные сны клу бились над лицами спящих людей. Медноли цые воины в рогатых шлемах выходили на бой. Их мощные тела были плотно покрыты татуировками, причудливо сплетенными из алтайских трав и цветов. В темных юртах возле дымящих очагов сидели красивые женщины. Отрешенно гля дя в огонь, ожидали, когда вернутся домой их любимые разбойники... Тысячи этих рисунков были раздарены, разлетелись по миру — без дат, без назва ний, без подписи... * * * Когда часто ездишь в Горно-Алтайск, постепенно начинаешь замечать, что начи ная от Барнаула каждый телеграфный столб смотрит в небо под своим особым углом, указывая, как высохший палец, на свою осо бую звезду. И, проезжая по мосту через Бию, я каж дый раз вспоминаю, как бабушка рассказы вала мне, что когда-то здесь, на левом бере гу, стояла деревянная церковь, возле которой был похоронен мой прадед. Потом церковь разорили, сделали из нее склад, а на месте кладбища — рынок. А по том церковь снесли, потому что она мешала прокладывать новую дорогу. Здесь ли кости моего прадеда? Или их куда-то сгребли железным ножом бульдо зера? Я еду по этой дороге, по костям моих предков, мимо криво стоящих столбов, и в который раз думаю о том, что было бы не правильно видеть в рисунках Дыкова толь ко возвращение к мифу или сказочные мо тивы... В них гораздо больше какой-то осново полагающей правды, чем в этой, окружаю щей нас, измученной усталостью жизни. Чтобы сделать такие листы, нужно жить среди этих гор, среди этих камней, этих дере вьев и животных. Надо ребенком сидеть на старом крыльце, слушая неторопливые рас сказы стариков. Нужно знать жадный интерес полуде ревенского мальчика к библиотечным кни гам, чтобы при чтении возникал этот удиви тельный мир, соединяющий в единый поток все чудеса, все культуры и все эпохи. Мир, в котором Верлена от Кэнко-хоси отделяют не столетия и традиции, а всего лишь плотный лист бумажной обложки. * * * Наше вхождение в культуру происходи ло в полном соответствии с нашей эпохой. В 1978 году в комнате Сергея можно было увидеть альбомы Ван-Гога, Матисса, книжки Заболоцкого и Рильке, волшебные повести вьетнамского средневековья, стихи китайских и японских классиков. Дыкову, с его постоянным интересом к мифологии, древний Восток давался легко. Я погружался в эти старые тексты долго, и с некоторым трудом. Рядом с Матиссом лежала редкая по тем временам книга Велемира Хлебникова и — бестселлер того времени! — воспоминания Ильи Эренбурга. Про эту книгу надо рассказывать от дельно, поскольку в течение двадцати пяти лет она была большим утешением для мно гих поэтов и художников. Из этой книги можно было узнать, что где-то на Западе — в Париже! — есть насто ящая богемная жизнь — пестрая, бурная и разнообразная. Взволнованный читатель того времени вглядывался в каждую строчку этой книги, заглядывал под каждую букву, в ожидании описания событий, фактов или хотя бы анек дотов из этой, незнакомой нам жизни. 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2