Сибирские огни, 2004, № 7
Свет из окна падал на стену, расписан ную акварелью прямо по извести. Расписа на была и печка. На стене сверкал каждой жилкой огром ный, до потолка, одуванчик. На желтом цвет ке сидела пчела. По вечерам, в сумерках, казалось, что она шевелится. Пчела была с кошку величиной. Подбеливая печь, Мария Григорьевна аккуратно обходила кистью оранжевых пе тухов. * * * Комната Сергея представляла собой образец строгого нищенского беспорядка. Рисунки были приколоты к стенам, ле жали на табуретках и на полу, валялись на кровати и под кроватью. На столе лежали книги, стояли банки с цветами, банки с краской, сухие букеты. Воз ле двери было зеркало. В зеркале отражалось окно. Простенок возле окна был расписан. Над кроватью висела тяжелая, как сви нец, граммофонная пластинка. Среди книг и бумаг можно было найти птичьи перья, почерневший кран от самова ра, мертвого шмеля, раковины улиток, хруп кие стебли прошлогоднего тростника. На табуретке стояла тарелка с тушью. Каждый новый предмет становился по водом для рисунка. Все, чем можно провести линию, пре вращалось в инструмент. Рисунки были сделаны на обратных сто ронах бухгалтерских бланков. В то время Сергей жил в сосредоточен ном одиночестве. Возникало впечатление, что он избе гает общения со своими сверстниками, со седями по улице или бывшими однокаш никами. Иногда к нему заходили двое алтайцев, почти дети, брат и сестра Сафроновы. Сер гей усаживал их рисовать. Они отказывались, стесняясь нас. Сади лись в стороне и молча слушали наши раз говоры. Леша и Наташа учились в художествен ной школе. Сергей преподавал там историю искусств. Тогда трудно было представить, что Леонид станет одним из самых удивитель ных художников Алтая, а Наташа — женой Сергея. * * * Мы лежали под березами на склоне горы. Солнце висело над головой, но его лучи едва пробивались сквозь листву. Выцветшие домики неровными рядами стояли в зелени огородов. Пыльные улицы казались белыми. Сергей разглядывал камни, обросшие мхом. Лежа на животе, зарисовывал их в пух лой тетради. Линии причудливо извивались, сплетаясь в тонкое кружево. Я присел рядом. Обточенный временем и обросший мхом камень не выглядел обломком мерт вой породы. Это была маленькая гора, густо заросшая, со своими чащобами и прогали нами. Сосредоточенный, Дыков казался спя щим. Только перо авторучки быстро бегает по листу. Из-под пера выплывает пейзаж: кусты, деревья, какие-то люди лежат в цвету щей траве. Если хорошо приглядеться, можно уз нать себя. * * * Мы спускались к реке и входили в воду, осторожно ступая по каменистому дну. Бы строе течение сбивало с ног. Сергей находил место поглубже и нырял с головой. Для нас ледяная вода Маймы была не привычна. Мокрый, с мокрыми волосами, он при валивался к коряге и начинал рисовать. Бегу щая вода, камни на берегу, пыльная дорога над берегом, черный дом за простым забо ром и нависшая над домом гора. На заборе сидела сорока. Эта тетрадь появлялась в его руках так же легко, как сигарета в руках курильщика. Сороку он рисовал часто, особенно ту шью, пока не научился делать ее двумя дви жениями кисти. * * * Недалеко от реки, в траве, мы разыска ли открытый люк. Возникла заминка. Моя жена была в мини-юбке, и мы пытались пропустить ее вперед. Но она отказывалась спускаться в подземелье первой. После короткой дискуссии по ржавым скобам спустились в бетонный бункер. Очертания стен растворялись в полу мраке. Со всех сторон к нам подступали чудо вища. Одноногие и шестиглазые, змееобраз ные и грибоголовые, с когтями, клювами и перепончатыми крыльями, острые, как игла и с лицами в виде полумесяца... Сотнями глаз смотрела с холодных стен эта нечисть. Стало жутко. Наверху был солнечный день, здесь была преисподняя. Жена дернула меня за рукав: — Давай уйдем... 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2