Сибирские огни, 2004, № 7

ГАЛЕРЕЯ СИБИРСКОЙ ГРАФИКИ Николай МЯСНИКОВ ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК В ЖИВОМ МИРЕ О художнике Сергее Дыкове Сергей Дыков родился в 1957 году в Гор­ но-Алтайске. Член Союза художников с 1988 года, Союза театральных деятелей с 1990 года. Участник зарубежных, всероссийских, рес­ публиканских и региональных выставок. Автор поэтических сборников: «Стихи», (Мега, Барнаул, 1991), «Линия жизни» (Ак- Чечек, Горно-Алтайск, 1994). Работы С. Дыкова — живопись, графика, керамика — украшение многих частных коллекций в Рос­ сии и за рубежом. Свое творчество Сергей Дыков определяет как попытку синтеза ду­ ховной культуры народов Горного Алтая с современным видением мира. Фольклорный мифопоэтизм, интерес к шаманским мисте­ риям трансформируются в графическую речь, соединяющую образы поэзии с пре­ ображенной реальностью. Сергей Дыков — председатель Союза художников Республики Алтай, заслуженный художник России. * * * Дыков появился в моей жизни неожи­ данно, и остался в ней навсегда. Его привел в нашу большую мастерс­ кую Валера Гончаров. Когда-то они вместе учились в художественном училище, потом их оттуда отчислили. Со второго курса. В тот приезд Сергей прожил у нас не­ делю. Работал он очень быстро, и за эту неде­ лю успел написать десять работ маслом, сде­ лал семьдесят небольших линогравюр и ог­ ромное количество рисунков. Такой работоспособности я больше не видел ни у кого, ни до того, ни после. В то время он редко забирал свои рабо­ ты. Обычно он оставлял их тем, у кого они были сделаны. Он уехал. У нас завязалась переписка. Получив письмо, Сергей отвечал на него в тот же день. Я не был способен на такую пунктуальность, и его обязательность всегда меня удивляла. Каждый конверт и каждое письмо были украшены рисунками. Шла зима 1977 года. Мне было 23 года, ему не исполнилось еще и двадцати. Но многие вещи я узнал от него. * * * Летом следующего года мы с женой гостили у него в Горно-Алтайске. Большой дом, выстроенный его отцом, стоял на окраине города. Недалеко протекала река. На почернев­ ших досках калитки желтой краской был по­ ставлен крестик. Черные доски казались древними. Крестик светился золотом. Под навесом, на дровах, лежали несколь­ ко картин на подрамниках. В конце огорода в окружении подсол­ нухов стоял дощатый туалет, расписанный подсолнухами. Когда наступали сумерки, обнаружить его было достаточно трудно. Роспись уже начала осыпаться с досок, и теперь напоминала старые фрески. Соседство живых и нарисованных цве­ тов было очень органичным. В траве у сарая лежал старый чугунный кувшин для воды. На донышке стояла дата и фамилия фабриканта. На цепи волновался крупный мохнатый щенок. Имени у него еще не было, и мы об­ суждали, как его назвать: Пушок? или Ша­ рик? — Пушарик, — предложил я. Щенок еще не привык к цепи. Вилял хво­ стом и бросался к каждому, кто проходил мимо. Обнимал лапами и долго не отпускал. Немногословный отец Сергея, глядя на эти сцены, коротко подводил черту: — Сторож... Дом был очень удобным. В большой кухне места хватало всем. В комнатах было светло — окна выходили на юг. На чистом полу лежали поблекшие от стирки поло­ вики. Гостей принимали легко. Под окнами стояли яблони, за дорогой поднималась гора. 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2