Сибирские огни, 2004, № 7
Неутомимо нажимая воздух, Нас обогнал, как юноша, старик, Он белый сад повёл с собою в воду. А с любимой остаётся он прежний, и ей, тоже прежней, он дарит то, в рождении чего она участвовала — «свои стихи»: «Возьми цветы. Они твои. Покушай». Только любовью завоюет поэт души читателей. Настоящая любовь часто несёт гибель. Это удивительно, но в стихах А. Денисенко о любви нет ни укора, ни обид, ни, тем более, ненависти. Эта любовь благодарна, светла, благородна. Благородство мыслей и чувств, аристократизм духа противопоставляет поэт современной пошлости, не опускаясь до неё, не удостаивая, напрямую обращаясь к ду шам духовно родным. Отсюда у поэта давно забытые слова: «остуда», «охлада», «отрада», а еще «желанная», «родимая», «пригожая», те, которые остались только в народных пес нях. Разговорная, душевная интонация его стихов предполагает и использование слов современной разговорной лексики («блин» и др.), обращение «друг», «дружок», «удель ные», а также «князь», — так называет он своих друзей-поэтов и себя. Его княжество — сказочный мир, в котором в соседстве и родстве живут, помогая друг другу, люди, животные, деревья, дома. И в этом он бли зок к языческим представлениям наших пред ков, выраженным в сказках. Высокие чувства требуют высоких слов. И поэт находит такие слова: это старославян ские слова, предлоги, делающие стихи похо жими на молитвы: Стихи мои — товарищам помин, И иней хлад, и снег печален быти. Очей зеницы влагою сокрыты И снова увлажняются по ним. И вот перед нами открывается бездон ная кладовая драгоценной русской речи как хранительницы народного чувства, народно го опыта, того, что зовётся русской душой. И это бесценное богатство хотят уничтожить, ориентируя нас на Запад. «Но наша психика, устройство русской души иные. Вся история русского народа — это поиск божественной истины и борьба с несправедливостью. А тут наша душа как бы вынимается и заменяется «американской мечтой». «Про исходит трансплантация без глубокого иссле дования, на авось. Наблюдается психический, нравственно-эмоциональный дистресс. Ведь если больному пересадить почку, не подхо дящую генетически, она отторгается орга низмом, и человек умирает. Если даётся мо дель реформ с чуждой по духу идеологией, происходит отторжение её обществом, а на род вымирает». (Н. Глухова. «Сибирские огни». № 4. 2003 г.) Об этой страшной «операции» поэма «Товарняк». В ней оптимистичная концов ка: русская душа — «вместилище добра, оби тель красоты» — осталась жива: Минуется напасть Найдутся одноверцы, Ведь русская душа Не может без любви. Но отчего, скажи, Так горько плачет сердце, Когда в конце концов Становимся людьми. Творчество поэта связано с утратами и страданиями, а потому в его стихах столько грусти. А ещё обречённости «приговорён ного» к любви, и ясное понимание своей высокой миссии, сближающей его с князья ми (Александр Невский, Борис и Глеб) за щитниками земли русской, а также солдата ми прошлой войны (отсюда в его стихах об раз солдата), а еще с поэтами-«соловьями» русскими. Все они любили Отчизну «странною любовью», идущей вразрез с официозом, погибая во имя этой великой любви. И поэт готов к поединку. Тяжёлый возок сталкивал «коричневого Пушкина» с официозом, ко торый представляет товарищ Берлиоз, не раз. А его самого страна «ни разу не обидела», т.е. не заметила, и он остался каменной лас точкой, «заплаточкой» на небе. Олицетворением жизни, нравственной чистоты, нежности, всего лучшего, такого мимолётного, что остаётся жить в его сти хах, является метафора «настойка девушек на спирту». Так вот над москвой (именно с маленькой буквы) — символом гибели, омер твения, бесчувственности — «мёртвые дав но девушки летят». Так снегу этой «москвы» противопоставляется «пепел» деревни. Пепел — это удобрение земли. А бога тырская сила даётся матерью-землёй. И не раз наша земля, сожжённая недругами, воз рождалась из пепла. И сейчас, когда вновь стремятся унизить Россию, её народ, опош лить ее культуру, новосибирские поэты Александр Денисенко, Юниль Булатов, Ана толий Соколов призваны стать защитниками русской речи, русского национального со знания. «В своём отечестве пророки» — это «снегири», сибирские поэты, над метелями и вьюгами цветущие своими стихами, горя щие и сгорающие.... 208 Татьяна ГРУНЭ, преподаватель Скалинской средней школы Н овосибирской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2