Сибирские огни, 2004, № 7

Неутомимо нажимая воздух, Нас обогнал, как юноша, старик, Он белый сад повёл с собою в воду. А с любимой остаётся он прежний, и ей, тоже прежней, он дарит то, в рождении чего она участвовала — «свои стихи»: «Возьми цветы. Они твои. Покушай». Только любовью завоюет поэт души читателей. Настоящая любовь часто несёт гибель. Это удивительно, но в стихах А. Денисенко о любви нет ни укора, ни обид, ни, тем более, ненависти. Эта любовь благодарна, светла, благородна. Благородство мыслей и чувств, аристократизм духа противопоставляет поэт современной пошлости, не опускаясь до неё, не удостаивая, напрямую обращаясь к ду­ шам духовно родным. Отсюда у поэта давно забытые слова: «остуда», «охлада», «отрада», а еще «желанная», «родимая», «пригожая», те, которые остались только в народных пес­ нях. Разговорная, душевная интонация его стихов предполагает и использование слов современной разговорной лексики («блин» и др.), обращение «друг», «дружок», «удель­ ные», а также «князь», — так называет он своих друзей-поэтов и себя. Его княжество — сказочный мир, в котором в соседстве и родстве живут, помогая друг другу, люди, животные, деревья, дома. И в этом он бли­ зок к языческим представлениям наших пред­ ков, выраженным в сказках. Высокие чувства требуют высоких слов. И поэт находит такие слова: это старославян­ ские слова, предлоги, делающие стихи похо­ жими на молитвы: Стихи мои — товарищам помин, И иней хлад, и снег печален быти. Очей зеницы влагою сокрыты И снова увлажняются по ним. И вот перед нами открывается бездон­ ная кладовая драгоценной русской речи как хранительницы народного чувства, народно­ го опыта, того, что зовётся русской душой. И это бесценное богатство хотят уничтожить, ориентируя нас на Запад. «Но наша психика, устройство русской души иные. Вся история русского народа — это поиск божественной истины и борьба с несправедливостью. А тут наша душа как бы вынимается и заменяется «американской мечтой». «Про­ исходит трансплантация без глубокого иссле­ дования, на авось. Наблюдается психический, нравственно-эмоциональный дистресс. Ведь если больному пересадить почку, не подхо­ дящую генетически, она отторгается орга­ низмом, и человек умирает. Если даётся мо­ дель реформ с чуждой по духу идеологией, происходит отторжение её обществом, а на­ род вымирает». (Н. Глухова. «Сибирские огни». № 4. 2003 г.) Об этой страшной «операции» поэма «Товарняк». В ней оптимистичная концов­ ка: русская душа — «вместилище добра, оби­ тель красоты» — осталась жива: Минуется напасть Найдутся одноверцы, Ведь русская душа Не может без любви. Но отчего, скажи, Так горько плачет сердце, Когда в конце концов Становимся людьми. Творчество поэта связано с утратами и страданиями, а потому в его стихах столько грусти. А ещё обречённости «приговорён­ ного» к любви, и ясное понимание своей высокой миссии, сближающей его с князья­ ми (Александр Невский, Борис и Глеб) за­ щитниками земли русской, а также солдата­ ми прошлой войны (отсюда в его стихах об­ раз солдата), а еще с поэтами-«соловьями» русскими. Все они любили Отчизну «странною любовью», идущей вразрез с официозом, погибая во имя этой великой любви. И поэт готов к поединку. Тяжёлый возок сталкивал «коричневого Пушкина» с официозом, ко­ торый представляет товарищ Берлиоз, не раз. А его самого страна «ни разу не обидела», т.е. не заметила, и он остался каменной лас­ точкой, «заплаточкой» на небе. Олицетворением жизни, нравственной чистоты, нежности, всего лучшего, такого мимолётного, что остаётся жить в его сти­ хах, является метафора «настойка девушек на спирту». Так вот над москвой (именно с маленькой буквы) — символом гибели, омер­ твения, бесчувственности — «мёртвые дав­ но девушки летят». Так снегу этой «москвы» противопоставляется «пепел» деревни. Пепел — это удобрение земли. А бога­ тырская сила даётся матерью-землёй. И не раз наша земля, сожжённая недругами, воз­ рождалась из пепла. И сейчас, когда вновь стремятся унизить Россию, её народ, опош­ лить ее культуру, новосибирские поэты Александр Денисенко, Юниль Булатов, Ана­ толий Соколов призваны стать защитниками русской речи, русского национального со­ знания. «В своём отечестве пророки» — это «снегири», сибирские поэты, над метелями и вьюгами цветущие своими стихами, горя­ щие и сгорающие.... 208 Татьяна ГРУНЭ, преподаватель Скалинской средней школы Н овосибирской области

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2