Сибирские огни, 2004, № 7
утрачена нами, а «свято место пусто не бы вает», и дети наши уже усваивают другую, — чуждую, потребительскую. Эти две «философии» противопостав лены друг другу в «загадочном» (В.Н. Яран цев) стихотворении «Друг за другом к этой женщине мы шли...». Действительно, в этом стихотворении много загадок. Кто эта зага дочная героиня стихотворения? Вероятно, символ. Но чего? Того, что наши предки обо значили женским родом: природы ли, женс кого начала в жизни, поэзии? Наверное, этот образ и призван быть обобщающим. Важно отношение героя и к тому, и к другому, и к третьему, т.е. к тому, что и составляет жизнь. Но и герой здесь не один: «друг за другом к этой женщине мы шли». Кто этот таинствен ный друг, так связанный с автором? Чита тель, герой стихотворения, друг, а, может, эротическое «я» поэта? Чего они жаждут? Конечно, любви — единственного эликсира, дающего поэту вдохновение. Но любить — значит, обладать? Насладиться? Но это не любовь, а страсть, а она рождает не лучшие чувства. Но герой в увлечении не замечает, как страсть начинает управлять им: низменные чувства одержи вают верх над разумом. «Организм дурной становится — перестал повиноваться...» И вот уже друзья не замечают, как безжалост но топчут то, чем раньше восхищались: «Са поги наши молчали, потому что их встреча ли перси радостно-упругие...» Страсть никого не сможет сделать счас тливым, потому что не даёт душевной гар монии. Ведь из сердца приходится «выпро важивать совесть». Вот такой бунт на кораб ле, где друг становится соперником. И все- таки любовь побеждает тёмную звериную страсть; и герой спасается. Как приходит к поэту озарение? Это предмет исследования не этого стихотворе ния, а всего творчества поэта. Ясно только одно: если страсть гибельна, то любовь — созидательна. Потребительская философия отношения к жизни противопоставляется такому отношению, которое предполагает не брать и захватывать, а отдавать, жалеть, обе регать, что соответствует изначально фило софии жизни русского человека, передавае мой из поколения в поколение и заменённой практической. А «практическое отношение, по определению Гегеля, есть отношение вож деления. В этом случае предметы деформи руются и потребляются.... От практическо го интереса вожделения художественный интерес отличается тем, что оставляет свой предмет существовать свободно». Как бы мы ни качали маятник своих представлений о нравственности, каким бы новым веяниям ни поклонялись, вечные ценности, в конце концов, победят, отшли фуют, подчистят «наждаком», подкорректи руют их. «И об небо, как об наждак, заостря ются самолёты...» «Не будем искать причи ну зла вне нас, оно сидит в нас, в нашем нут ре. И именно потому, что мы не осознаём своей болезни, нам трудно исцелиться» (Се нека). О таком исцелении исповедь героя по эмы «ДТ-54». Его воспоминания о любимой девушке нарочито плотские. Как самое луч шее в девушке он вспоминает её «крепкое тело-кровать». Плоть переходит в вещь, со зданную для удобства героя, а вот бутылка, наоборот, очеловечивается, награждаясь эпитетом «мордастая». Она нагло управляет поступками героя, запивающего горькую водку сладким мёдом губ. Таким образом, соединяются две роковые страсти — обе на высоком градусе. Сила страсти к женщине определяется количественно: «В одну целую восемь десятых я любил Катерину трудней всех других». Дальнейшая судьба героев — это воз рождение из пепла. Ее возрождает любовь, основанная на уважении, освящённая семей ными узами. Он же, терзаемый жестокой ревностью (видел в своих мечтах «как под ножом очи синие вылились»), только пока явшись в своих греховных помыслах, может найти успокоение. Душевная гармония, по кой _ вот о чём мечтает он в начале поэмы. В конце ее он, наконец, обретает гармонию в природе, но не один, а с друзьями: Вчетвером мы пойдём к ненаглядной, К той широкой и тёмной воде, Где качается месяц двухрядный И плывёт в натуральной среде. Между духовно близкими людьми не может быть никаких корыстных отношений, и потому рубль таксиста, перед которым ис поведуется герой, будет закопан под крес том «двух пшеничных дорог». Крест — клю чевое слово-символ в этой поэме: именно вера объединяет этих людей. Они становятся братьями и сёстрами во Христе, начиная мыслить и жить по христианским законам. О созидательной силе любви, даже бе зответной, стихотворение «Заплакал колокол села...». Оно начинается с духовной смерти героя. Жизнь движется: «бежит по берегу село», а он «не спит» и «не дышит». В «ма гическом кристалле» воображения — пус то. Только он сам — «больной старик». Жизнь приходит только с появлением музы, девушки, с которой расстался в юности. И тогда возвращается к нему чудесный образ — «яблоневый сад», мир его будущих сти хов, а значит и сама жизнь. И хоть ему не суждено быть с ней, но она остается его му зой, той, для которой все его стихи — цветы. Эта любовь делает его, старика уже, юно шей, давая силу и энергию: 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2