Сибирские огни, 2004, № 7

«Марьины корни как мамины волосы». По­ тому нет мотивов бездонности в его стихах, как в стихах А. Соколова. Его дом, его колы­ бель — это пейзаж, запечатлённый в детстве, это ощущение материнского тепла, слиян- ности с природой. Самое главное качество, вынесенное им из детства, драгоценнейшее по нынешнему развращённому времени, — это нравствен­ ная чистота. В детстве, в чистом детстве, по­ вторяет поэт, и это повторяется в его стихах неоднократно. Видишь зелень, омытую первым дождём, Школьный двор, весь исчирканный мелом, И девчонку бегущую за окоем ... Стихи его по форме строги и аскетич­ ны, без красивостей, без излишеств. При пер­ вом чтении они мне показались излишне простыми, даже упрощенными. Так сейчас никто не пишет, а он решился быть несовре­ менным, и это заставляет ещё и ещё раз вчи­ таться в стихи Ю. Булатова, потому что не каждый может на это решиться: пойти про­ тив общего течения, общих тенденций, что очень точно отметил поэт В. Быченок, обра­ щаясь к коллегам-поэтам: Боимся, что в упрощённости Нас критики упрекнут, И прячем за изощрённостью Смятение и неуют. Ну, кто сейчас в наше прагматичное время решится признаться в том, что он ро­ мантик? А он не только решается на это, но только к таким, как он сам, духовно ему близ­ ким, и обращается: Дай мне руку и расскажи, Какая музыка души Записана на коже? Давай ладони сложим, Слегка потрём их — чуешь Тепло созвучного огня? У нас мелодия одна — И ветром не задуешь. Вот эта музыка его души так совпадает со стихами и песнями 70-х годов, что часто кажутся стилизованными под это время (а может, какие-то из них и написаны тогда, ведь дат нет под стихами в сборнике, но у них всех — одна общая мелодия). Нет, жизнь, её при­ меты присутствуют в его стихах: и винные очереди, и друг, запивший горькую, и мно­ гое другое, совсем не поэтическое. Но не это суть его поэзии: она призвана, наоборот, поднять человека над жизненными реалия­ ми, чтобы он мог подумать о своей душе, о своём назначении. Я бы вообще делила людей не на клас­ сы, не на партии, а на «романтиков» и «ци­ ников». Первые — созидатели вне зависи­ мости от того, чем они занимаются: наукой ли, производством, искусством, т.к. «роман­ тичность, по словам Паустовского, свой­ ственна всему, в частности, науке и позна­ нию. Чем больше знает человек, тем пол­ нее он воспринимает действительность и тем он счастливее». «Циники» предстают в стихах Ю. Булатова в образе вечной «блатной стаи», оплёвывающей и опошля­ ющей всё, к чему ни прикоснутся. В их сети попадают души заблудшие, по сути своей к ним не принадлежащие. Это герои его стихов-баллад «Саша - Сашок», «Гришка», «Давние танцы в окраинном клубе», погиб­ шие ни за что, у которых жизнь прошла, «словно сон — ни любви, ни удачи». Когда- то им не хватило тепла, участия, человечес­ кой доброты, которыми не поделились с ними. Автор слышит эти сигналы БОБ. Не спасут ребёнка «казённые» конфеты и иг­ рушки, потому что нет в его жизни мами­ ного тепла. И его ждёт судьба тех героев, о которых шла речь выше, они словно выпадают, не совпадают с теми, с кем были заодно, но те, остальные, как общий монолит, единый враг, преследующий поэта всю жизнь: Щетина колючая чья-то Одежду прожжёт и прорвёт. Две фары звериного взгляда Ослепят и сгинут под лёд. У этого обобщённого врага «профиль хищный и взгляд зловещий». В характерис­ тике этого образа ключевое слово «зверь», но когда поэта душит к ним «ненависть сле­ пая», он чувствует, что сам становится похо­ жим на них, становится на одну доску с ними: «И чуял я, что зверь я сам». Мы все обрече­ ны жить бок о бок с этой стаей, нестись из «ничто в никуда» в поезде жизни, подчиня­ ясь какой-то высшей, зловещей, сатанинской силе, и не способны на сопротивление. А потому теряем свой индивидуальный облик, подчиняясь внешним и даже надмирным силам: Ни души. Только ветер срывает С осветительных мачт голоса, Точно боги там гнёзда свивают И прожектором смотрят в глаза... И уж чудится — выхода нету. Но у автора есть силы противостоять общему движению, «сойти с электрички», противопоставляя бездушности душу, рав­ нодушию — дружеское участие, холоду — тепло: 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2