Сибирские огни, 2004, № 7
«Марьины корни как мамины волосы». По тому нет мотивов бездонности в его стихах, как в стихах А. Соколова. Его дом, его колы бель — это пейзаж, запечатлённый в детстве, это ощущение материнского тепла, слиян- ности с природой. Самое главное качество, вынесенное им из детства, драгоценнейшее по нынешнему развращённому времени, — это нравствен ная чистота. В детстве, в чистом детстве, по вторяет поэт, и это повторяется в его стихах неоднократно. Видишь зелень, омытую первым дождём, Школьный двор, весь исчирканный мелом, И девчонку бегущую за окоем ... Стихи его по форме строги и аскетич ны, без красивостей, без излишеств. При пер вом чтении они мне показались излишне простыми, даже упрощенными. Так сейчас никто не пишет, а он решился быть несовре менным, и это заставляет ещё и ещё раз вчи таться в стихи Ю. Булатова, потому что не каждый может на это решиться: пойти про тив общего течения, общих тенденций, что очень точно отметил поэт В. Быченок, обра щаясь к коллегам-поэтам: Боимся, что в упрощённости Нас критики упрекнут, И прячем за изощрённостью Смятение и неуют. Ну, кто сейчас в наше прагматичное время решится признаться в том, что он ро мантик? А он не только решается на это, но только к таким, как он сам, духовно ему близ ким, и обращается: Дай мне руку и расскажи, Какая музыка души Записана на коже? Давай ладони сложим, Слегка потрём их — чуешь Тепло созвучного огня? У нас мелодия одна — И ветром не задуешь. Вот эта музыка его души так совпадает со стихами и песнями 70-х годов, что часто кажутся стилизованными под это время (а может, какие-то из них и написаны тогда, ведь дат нет под стихами в сборнике, но у них всех — одна общая мелодия). Нет, жизнь, её при меты присутствуют в его стихах: и винные очереди, и друг, запивший горькую, и мно гое другое, совсем не поэтическое. Но не это суть его поэзии: она призвана, наоборот, поднять человека над жизненными реалия ми, чтобы он мог подумать о своей душе, о своём назначении. Я бы вообще делила людей не на клас сы, не на партии, а на «романтиков» и «ци ников». Первые — созидатели вне зависи мости от того, чем они занимаются: наукой ли, производством, искусством, т.к. «роман тичность, по словам Паустовского, свой ственна всему, в частности, науке и позна нию. Чем больше знает человек, тем пол нее он воспринимает действительность и тем он счастливее». «Циники» предстают в стихах Ю. Булатова в образе вечной «блатной стаи», оплёвывающей и опошля ющей всё, к чему ни прикоснутся. В их сети попадают души заблудшие, по сути своей к ним не принадлежащие. Это герои его стихов-баллад «Саша - Сашок», «Гришка», «Давние танцы в окраинном клубе», погиб шие ни за что, у которых жизнь прошла, «словно сон — ни любви, ни удачи». Когда- то им не хватило тепла, участия, человечес кой доброты, которыми не поделились с ними. Автор слышит эти сигналы БОБ. Не спасут ребёнка «казённые» конфеты и иг рушки, потому что нет в его жизни мами ного тепла. И его ждёт судьба тех героев, о которых шла речь выше, они словно выпадают, не совпадают с теми, с кем были заодно, но те, остальные, как общий монолит, единый враг, преследующий поэта всю жизнь: Щетина колючая чья-то Одежду прожжёт и прорвёт. Две фары звериного взгляда Ослепят и сгинут под лёд. У этого обобщённого врага «профиль хищный и взгляд зловещий». В характерис тике этого образа ключевое слово «зверь», но когда поэта душит к ним «ненависть сле пая», он чувствует, что сам становится похо жим на них, становится на одну доску с ними: «И чуял я, что зверь я сам». Мы все обрече ны жить бок о бок с этой стаей, нестись из «ничто в никуда» в поезде жизни, подчиня ясь какой-то высшей, зловещей, сатанинской силе, и не способны на сопротивление. А потому теряем свой индивидуальный облик, подчиняясь внешним и даже надмирным силам: Ни души. Только ветер срывает С осветительных мачт голоса, Точно боги там гнёзда свивают И прожектором смотрят в глаза... И уж чудится — выхода нету. Но у автора есть силы противостоять общему движению, «сойти с электрички», противопоставляя бездушности душу, рав нодушию — дружеское участие, холоду — тепло: 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2