Сибирские огни, 2004, № 7
как художественный прием: «Каламбур, как и сабантуй, бывает разный. Каламбур бы вает приятным, бывает красивым, более того, он бывает очень смешным. Я хочу лишь сказать, что каламбурное остроумие в самом своем принципе механистично и потому, как правило, неглубоко и не живет долее текущего момента. Все хорошо на своем месте. Каламбур поверхностен — и прекрасно, не всегда же нам необходима глубина... Но он выглядит нелепо и претен циозно, когда занимает место высокого юмора. И он становится безумно назойли вым и скучным, когда стремится заполнить собой повседневность». Очень похоже на разоблачение. И пусть бы каламбур и сталкивал слова и «высекал» бы из них искры. Но пусть бы и знакомил, сдруживал тех, кто их произносит. Чтобы, как пишет сам В. Диксон, «к светлому подароч ку — каждая парочка: барыш и барышня, маляр и малярия, свинья и свинец, графин и графиня...» Но неужто Диксон и Распутин, Диксон и Козлов, Диксон и Кунаев не могут дружить только потому, что у них не созвуч ны фамилии? Дружат ведь В. Диксон и А. Кобенков, при всей разности их фамилий и даже могли бы, как однажды скаламбурил автор «Контрапункта», составить одно целое: «Витанатолий Дикобин». А почему бы не «Витвалентин Дикпутин»? Есть, правда, у В. Диксона другой ори ентир, у которого он готов учиться свободе мышления. Это литературовед Георгий Га чев, первой же книгой «Содержательность художественных форм» заявивший о своем методе скрещения жанров и наук. Именно он назвал себя «жанровым преступником, нарушителем границ разделения труда меж ду отраслями культуры». Между прочим, в творческом уединении, где собеседниками интеллектуала могут быть Кант, Декарт, Тют чев, Достоевский, В. Диксон видит благо для литературы. Ибо, только не печатаясь, писа тель перестает «рисоваться, красоваться, ту житься выглядеть умным, силиться прослыть всеведущим, а это — тоже несвобода, даже покруче цензурно-идеологической». Святая правда. Тут, как и в случае с дис криминацией послереволюционным обще ством библиотекарей ( «должность директо ра публичной библиотеки соответствовала чину «дествительного тайного советника» — это IV класс Табели о рангах, равный гене рал-майору») я с В. Диксоном солидарен. Но посмотрите, приглядитесь же, насколько сатанински лукаво понятие свободы. Вот В. Диксон пишет, что «по Библии, «где дух Гос подень, там свобода». И что «человек сво бодный» есть «liberalis». Ergo, «где дух Гос подень, там и либерализм». Но есть ведь и другая сторона этого понятия — этическая. «Познайте Истину, и Истина сделает вас сво бодными», — говорит Господь. Следователь но, свобода — понятие нравственное». С та ким ходом рассуждений, как у Архиеписко па Новосибирского и Бердского Тихона я согласен больше и с большей охотой. Да и ваш кумир Г. Гачев как-то в «Жизнемыслях», очень красноречиво противопоставил сво боде любовь: «Любовь — бытие, позитив ное. Свобода — пустота; ибо лучше ничто, чем не то. Не надо никакого заполнения, чем не того. Уж лучше под паром в нетости по быть — и быть готовым принять то, что надо, что хочешь». А поскольку В. Диксон не хо чет ограничиваться собеседованием с теня ми великих, а хочет «выглядеть умным» и т.д., следовательно, он, хоть и пустотен в сво ей свободе, но зато деятелен. Как там у Пуш кина: «Свободы деятель пустынный...» Нет, я не ошибся. Слегка только попра вил Александра Сергеевича, чтобы лучше понять Виталия Алексеевича, достучаться до него. Думается, они меня оба поймут. Они ведь на дружеской ноге. Владимир ЯРАНЦЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2