Сибирские огни, 2004, № 7

БИБЛИОТЕКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Интервью с Н.А. Бредихиной, директором Новосибирской областной научной библиотеки — У нас в Новосибирске недавно про­ шла конференция Российской библиотеч­ ной ассоциации. Наш город на целую неде­ лю стал библиотечной столицей России. Трудно было упустить такую уникальную возможность, чтобы не узнать побольше о делах библиотечных и книжных. Но раз­ мах события оказался столь широк — сот­ ни делегатов-участников, десятки секций и докладов — что осилить и осмыслить сразу все это едва ли было возможно... — Я тоже не на всех секциях была и, ко­ нечно, не все доклады слышала. Да такой за­ дачи и не ставилось ни перед кем. У нас биб­ лиотекари собирались по видам библиотек: областные и сельскохозяйственные — это в нашем помещении, вузовские — в НГТУ, публичные — в Доме культуры «Прогресс», школьные — в школе № 42, технические — в ГПНТБ. Были и представители национальных библиотек, раньше они назывались респуб­ ликанскими. Эти делегаты прибыли из Та­ тарстана, поволжских республик. На другой день собирались по направлениям работ. — Я просматривал программу конфе­ ренции, очень внушительную. Там обозна­ чены секции по «библиотечной политике и законодательству», «сохранности библио­ течных фондов», «истории библиотек», «краеведению» и даже «профессиональной этике библиотекаря». И только на 35-й странице нашел то, что мне всегда каза­ лось главным в деятельности библиотека­ ря: «Круглый стол по чтению». Выходит, сейчас библиотекарь все больше становит­ ся не тихим интеллигентом-домоседом, а, так сказать, организатором чтения? — Да, времена, конечно, изменились. Библиотекарь сейчас больше напоминает ме­ неджера. Вот у нас, на Сибирской ярмарке 18 мая была поездка. Знакомили делегатов с вы­ ставками новых информационных техноло­ гий, издательской продукцией. Вот на таких мероприятиях библиотекарь и может встре­ титься с книгоиздателями, заказать новые кни­ ги, журналы, свою библиотеку прореклами­ ровать. Добыть деньги — это сейчас тоже за­ бота работника библиотеки, особенно сельс­ кой. Люди ведь там, на периферии, просто не ходят в библиотеки. Причины могут быть раз­ ные, от неинтересных книг до холодного по­ мещения. Но хуже, когда в библиотеке нет новинок по причине отсутствия денег. Что делать: идти к начальству? Но можно посту­ пить и по-другому. В Усть-Тарке, например, одна солидная компания, нефтяная, дает эти деньги, причем безвозмездно. Потому что многие ее работники там родились и живут. С их стороны это акт милосердия. — Или спонсорства? — Нет, именно милосердия. Но если говорить о других формах материального обеспечения, выживания и развития библио­ тек, то это еще и гранты. Вот недавно Иски- тимская городская библиотека выиграла грант из Голландии под названием «Инфор­ мационный центр в сельской библиотеке». И выиграла потому, что там есть компью­ терный центр, который может дать посети­ телю самую разную информацию. И не толь­ ко по библиотечным вопросам, а, например, по занятости. Вообще, сейчас такая обще­ мировая тенденция в нашем деле, что биб­ лиотека должна стать источником сведений в любой области знания, и не только теоре­ тических. Очень много здесь делает неком­ мерческий фонд «Пушкинская библиотека». У нас, в Новосибирской области, один грант уже выиграла Мошковская библиотека, в Коченевском районе еще две. Интернет в перспективе должен охватить как можно больше сельских библиотек. — Но это ведь все платно. В библио­ теках уже понемногу привыкли к понятию «платныеуслуги». Значит, и этот очаг куль­ туры не избежал коммерциализации? — Ну, это все дополнительно, по жела­ нию читателя. Основной фонд остается и ос­ танется бесплатным. Ксерокопирование, со­ ставление библиографии по теме исследо­ вания, доставка литературы или электронной информации, кружки для детей, где препо­ дают приглашенные преподаватели и т. д. — все это действительно платно. Да, есть еще ночной абонемент, в основном для студен­ тов. Но это скорее страховка, чем плата. Все это суммы незначительные. Есть и интернет­ 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2