Сибирские огни, 2004, № 7
фатеру в преисподнюю в особое отделение попадёте». А там его ждут адские мучения: «Из водки пруд налит, берега шкаликовые, — голые моряки руками в лодках гребут, язы ками до водки дотягиваются... А она, матуш ка, от них так и уходит, так и отшатывается... Мука-то какая!». Бесы-палачи наказывают согласно роду преступления, а души умер ших грешников терпят кару в погрешившей части своего тела, что соответствует народ ным представлениям о муках ада. В сказке приводится наглядный пример пытки в по грешившей части тела: «штопор калёный в него ввинчен был по самую ручку, из пупка кончик торчал». «Народу» же в «алкоголь ном отделении» ада «прорва, словно блох в цыганской кибитке». И душа Овчинникова со страху «лишилась чувств». Посещение ада, по народным поверьям, иногда имеет благотворное влияние на человеческую судьбу. И душа Овчинникова «в сонном ес тестве» преисподней действительно «воспи тывается»: на следующий день (после посе щения «алкогольного отделения» ада) штабс- капитан уже пил вместо «полынной» кис лое молоко. Образ беса в этой сказке Саши Чёрно го, как и в ряде фольклорных сказок, в кото рых бес «выступает замороченным просто филей» (М. Власова), «снижен» и обытов- лен; штабс-капитан вступает с ним в согла шение, причём бес оказывает услугу Овчин никову первым, а уже затем приходит за обе щанной «штабс-капитанской сластью». Зато малиновый бес является в этой сказке «су ществом общественным», можно даже ска зать «военным» (находится в войске Сата ны, так как принял «присягу», «форму» но сит и «рапорта подаёт»), В народных пред ставлениях существует «табель о рангах» духов зла: «чёрт смущает, бес подстрекает, Дьявол нудит, а Сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих» (М. Власова). В сказке же «Штабс-капитанская сласть» малиновый бес сообщает Овчинни кову о существовании иной «табели о ран гах» («военного»): «Сатана вроде полного генерала. Дьяволы да обер-черти на манер полковников. Прочие черти, глядя по долж ности: однако все на офицерских вакансиях состоят. Ну, а мы — лёгкие бесы, крупа на посылках. Наш чин — головой об тын». Од нако нечистые, состоя на «военной службе», свободно проникают в дома людей, обитая одновременно в них и повсеместно, иногда — в аду, но постоянного места обитания, как и у солдат места жительства, у них нет. Та ким образом, военная служба словно сбли жает военных с нечистыми, что и позволяет штабс-капитану Овчинникову «подружить ся» на время запоя с малиновым бесом. Не только злые духи, но и добрые — Ангелы-Хранители — в «Солдатских сказ ках» Саши Чёрного являются не «бестелес ными», по христианским канонам, а «мате риальными», несмотря на то, что в сказке «Антошина беда» имеют «бестелесные со ловьиные голоса» и прижимаются «друг к дружке для угрева». Кроме того, если мали новый бес, «попечитель» штабс-капитана в сказке «Штабс-капитанская сласть» не был похож на своего «подопечного» (только фа милию носил Овчинников), то в сказке «Ан тошина беда» «кажный Ангел со своим сол датом схож» и «имена у них кажному по сво ему солдату идут». Внешнее сходство Анге- лов-Хранителей с их «подопечными» под тверждается случаем явления Ангела солда ту Брудастому: «перед ним будто его брат родной, только с крылами да в широкой одеж де, как небесному воину полагается». Кроме того, Ангелы-Хранители как воины Бога упо добляются в данной сказке военным людям («кажный своей частью интересуется, все солдатики своей роты до донышка им извест ны»), с одной стороны, а с другой — ведут себя согласно христианским канонам («все между собой в светлом согласии, в ладу»), И солдаты своим Ангелам подчиняются, как военной дисциплине, об этом свидетельству ет происшествие, связанное с Алёшей и Бру- дастым. Нарушил Брудастый восьмую запо ведь, за это ему наказание Ангел огласил (хо дить без покаяния) и запретил «солдатскими словами ругаться». «Оробел Брудастый» и ответил: «Ладно. Попробую». Заканчивается сказка «Антошина беда», благодаря справедливому вмешательству Ангела, традиционно (победой добра над злом). «Антошке — возврат имущества, Бру дастому — эпитимья, шестой роте — ни суда, ни позора, Ангелам-Хранителям — беспечный спокой». Таким образом, в «Сол датских сказках» Саши Чёрного добро по беждает зло, что и является наиболее харак терным для жанра сказки. Итак, мы убедились, что целью Саши Чёрного при создании «Солдатских сказок» было обращение к дореволюционному быту и культуре русского народа, выраженного в описании крестьянского и солдатского быта времён Первой мировой войны. События сказок развиваются в народной среде, так как только в ней суеверия занимают видное ме сто. Своеобразие «Солдатских сказок» под чёркивается присутствием на их страницах солдата-рассказчика, благодаря которому сказочные описания народной жизни и ве рований принимают достоверное звучание. И потому еще одним главным героем «Сол датских сказок» является язык. Как пишет А. Иванов, «в сущности родная речь была тем богатством, которое вывез с собой каждый беженец и единственное, что продолжало связывать с лежащей за тридевять земель 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2