Сибирские огни, 2004, № 7

та, созданный Сашей Чёрным, состоит из смешения дохристианских и христианских черт в представлении о нечистом духе. «У восточных славян чёрт — родовое понятие, часто включающее всю нечисть» (Мифы народов мира. Энциклопедия), но вместе с тем отличающееся от остальной нежити. Чёрт появляется на страницах сказки как в своём «подлом виде», так и в виде «красав- ца-ухаря», в чём сказывается способность нечистого изменять свой облик («ходить в личинах») в соответствии с надобностью (Та­ маре он в «подлом виде» не показывается). Именно благодаря «маске» красавца чёрт и добивается доверия и расположения Тама­ ры, её жениха и её семьи и несёт с собой горе и смерть. Не созданный для любви, он губит Тамару первым же поцелуем, но душу её уносит Ангел-Хранитель, посланец Бога, заступник за верующих в священной войне с силами зла. Самым опасным для человеческой души был момент смерти, когда начиналась борь­ ба ангела и нечистого за душу. Момент борь­ бы доброго и злого духов за душу Тамары и отражён в «Кавказском чёрте» как подтвер­ ждение того, что злу всегда сопутствует доб­ ро. И победителем в этой борьбе, согласно Божьему замыслу и народным веровани­ ям, должен оказаться ангел, если помыслы и душа у человека «чистые», что мы и на­ блюдаем в «Солдатских сказках». Чёрту свойственно проникновение в ход челове­ ческих мыслей и вкладывание в ум челове­ ка недостойных помыслов, но он не облада­ ет достоверными знаниями о глубине чело­ веческой души. Тайное решение праведной души имеет шанс скрыться от злого духа, что и происходит с душой Тамары в сказке «Кав­ казский чёрт». Не случайно М. Лермонтов в своей по­ эме называет злого духа «Демоном», а Саша Чёрный в сказке — «чёртом». «Слово «де­ мон» греческого происхождения <.. .>. В сла­ вянской Библии слово «демон» переведено как «бес». Последнее название получило большее, чем демон, распространение и в крестьянской среде, и в памятниках древне­ русской < ...> литературы». Наименование «чёрт» «в основном сменило (начиная с XVI — XVII вв.) название «бес»»(М. Власова). Чёрт, фигурирующий в сказке Саши Чёрно­ го «Скоропостижный помещик», выступа­ ет, как и в сказке «Кавказский чёрт», в каче­ стве искусителя. Он искушает солдата на зак­ лючение с ним договора (на исполнение желания): «Ты б меня отпустил, я б тебе ис­ полнение желания, как полагается, сделал». А так как чертовская сущность основывает­ ся на лжи, в договоре этом есть скрытая фальшь. Это находит подтверждение в сказ­ ке сначала в поведении чёрта после выска­ занного солдатом желания («Чёрт лапой пасть прикрыл: смешно ему, да обнаружи­ вать нельзя»), а затем в ходе исполнения сол­ датского желания «быть здешним помещи­ ком» (стал он «горьким» (бесправным) по­ мещиком). Поведение чёрта в момент выс­ казывания солдатом своего желания харак­ терно для нечистого по причине сверхчело­ веческих знаний, сохранённых, хоть и в уменьшенном количестве, от «ангельского прошлого». Свои знания чёрт направляет в сказке на службу злу, так как не открывает солдату превратности его «помещичьего» будущего, а говорит: «Это ты, солдат, здоро­ во удумал». Здесь он действует в согласии со своей природой, так как чертовское зло, с точки зрения христианства, не является при­ обретённым свойством, а изначально при­ сущим его природе как следствие ложного выбора его свободной воли. Солдат же в данной сказке выступает в качестве глупца, поддавшегося уговорам нечистого по при­ чине зависти к «сытой» и «беззаботной» по­ мещичьей жизни, однако, ему удаётся в кон­ це сказки с помощью крестного знамения избавиться от преследований и козней не­ чистого. Сказка «Штабс-капитанская сласть» раскрывает существующее в народе пред­ ставление о том, что к каждому человеку «приставлен» свой нечистый. Поскольку штабс-капитан Овчинников «пил без всякой пропорции», то и «приставлен» к нему в сказке не простой бес, а «пьяный». «Пья­ ным» бесом в народе называют нечистого, вызывающего запойное пьянство, которым и «страдает» Овчинников («одну неделю он ротой командует, другую — водка им коман­ дует»), При этом бесы принимают обычно вид маленького юркого существа (появляют­ ся в своём «натуральном» виде), что и на­ блюдается в сказке «Штабс-капитанская сласть»: «глядь, из бутылки малиновая жил­ ка ползёт. Жилка за жилкой, сустав за суста­ вом, все на своё место встали, — цельная погань на край горлышка села, на штабс-ка­ питана смотрит, хвостом в носу ковыряет. Как есть бесёнок, масть вот только неподходящая: обнакновенно они в черноту ударяют, а спир­ тная нечисть в зелень». Бес же, посетивший Овчинникова, оказался малиновым. Обыч­ но в поверьях бесы бывают чёрные, тёмно­ синие и тёмно-зелёные, красной же у них может быть одежда или части одежды (шап­ ка, пояс). Малиновый же бес Саши Чёрного называется «малиновым» по цвету своей новой «формы», так как в сказке те бесы, которые «к военным прикомандированы, особливо к запасным, — те теперь малино­ вые». Бес своим цветом и появлением объяв­ ляет Овчинникову, что его душе после смер­ ти уготовано место в аду. О&ьявляет он это и во время ведения «умственной» беседы со штабс-капитаном: «вы, господин, на тёплую 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2