Сибирские огни, 2004, № 7
в доме. «Конечно, старший домовой, «хозя ин», дед, предок, по поверьям крестьян, сле дит <.. .> за соблюдением определённых пра вил поведения, < ...> за уважительным или неуважительным к себе отношением» (М. Власова). Поэтому в ответ на неузнавание («Кто вы такой, старичок?») и неуважение королевы («Ты швабра с ручкой! <...> Сту пай на помойку»), домовой наказывает её. Забыв об учтивости, гостеприимстве и ува жении к старшим, она не идёт на соглаше ние со «старичком» и не угощает его кашей, запах которой привлек его к королевской «опочивальне», оскорбляя и выгоняя его (того, кого, по народным поверьям, выгнать нельзя). За такое поведение домовой награж дает её «золотыми» пятками, ставшими при чиной неподвижности королевы. Доктора назвали состояние королевы «болезнью», а, как известно, неуважение к домовому мо жет стать причиной болезни. Однако «выле чить» королеву смог только простой стран ствующий (бездомный) солдат. Он как герой из народа является человеком, знающим о «шутках» домового. Поэтому он и действу ет на основе многовекового опыта крестьян, стремится воздействовать на духа, вызвавше го болезнь, но не являющегося изначально злым. Однако солдат не живет в этом доме, поэтому и действия его направлены не на выявление причины, рассердившей духа и умилостивление его, а на борьбу с ним по хитрости и ловкости. Солдат создаёт домовому с помощью обмана сложную ситуацию, заключает с ним договор, который выполняется обеими сто ронами (солдат получает «средствие» и пер вый «золотильный состав», а домовой — свободу). Обиженный домовой в данной сказке является наивным, поддавшимся сол датскому обману, что обычно в фольклор ных сказках свойственно глупому чёрту. На родное поверье на этот счёт говорит о том, что домовой обязательно должен быть уми лостивлен, иначе, рассерженный, он может доставить домочадцам многочисленные не удобства и вред. Вообще же отношения с домовым оп ределялись своеобразным договором меж ду ним и обитателями дома, в котором наи более ярко выделяется обычай чествовать домового-помощника, с одной стороны, и наказывать домового-вредителя — с другой. В «Солдатских сказках» показано, как обы чай чествования домового постепенно забы вается, особенно в городах. В сказках Саши Чёрного присутствуют не только домашние духи, но и лесные — лешие. Рассказы о леших стоят на пересече нии двух основных видов устной прозы — сказки и предания (их различают либо уста новка на вымысел, либо на достоверность). По общераспространённым представлени ям, леших в лесах может быть «великое мно жество <...>. Среди них есть главный < ...> лесной царь» (М. Власова), что мы и наблю даем в «Солдатских сказках» («Один из них, попузастее, — старший, должно быть»). Се лятся они в основном в чаще (труднодоступ ное для человека место). Поэтому солдат в сказке «Армейский спотыкач» идёт с бочон ком на встречу с лешими именно в чащу. Время наибольшей активности леших — су мерки и ночь. «Но в полумраке лесной ча щобы, на дорогах и тропинках они появля ются и утром, и днём». Лешие, невидимое и видимое бытие ко торых, как и сам лес, издревле сопутствовало жизни крестьян, наделены в поверьях многи ми человеческими чертами и слабостями. Они не прочь выпить, поэтому люди, желая заручиться их поддержкой, 27 сентября «на Воздвиженье варили пиво ушатами. Выноси ли вольному (лешему)» (М. Власова). Солдат же в сказке «Армейский спотыкач», «чуть ободняло», идёт в лес с бочонком спиртного совсем с другой целью — погубить леших. С этой целью он наряжается лешим и предста ёт перед нечистыми в роли мнимого лешего, то есть солдат заимствует в данной сказке спо собность леших принимать любой облик. Делает он это ещё и с целью обмана. Лешие в поверьях ведают будущее и наделены даром пророчества, но в сказках Саши Чёрного они являются недалёкими и терпят поражение из-за страсти к спиртно му. Лешие в сказке «Армейский спотыкач» оказываются глупее человека, что свойствен но в сказках обычно чёрту. Солдат обманы вает их и играет с ними жестокую «шутку», хотя по своей природе «шутят» с людьми именно лешие. «Когда у людей заведётся усобица, ве дут между собой войну и лешие: сходятся целые войска их и зверей из воюющих царств и бьются между собою нещадно до тех пор, пока не прекратится человеческая война» (М. Власова). Возможно, именно это и имел в виду Саша Чёрный, когда писал об отступ лении леших в русские леса от немецкого «смрадного» газа. Сохранились в поверьях и воспоминания о войне 1812 года: «Наши лешие больше воюют с французом-лешим <...>, за русских леших опасаться нечего: они всегда побеждают», чего нельзя сказать о Первой мировой войне. Неудачи в военных действиях отражены в сказке «Армейский спотыкач» в рассказе старушки: «не иначе, как с прифронтовой полосы на нас накати ло... Волостной писарь сказывал, будто гер- маны газ такой в самоварах ихних кипятят, — покойников неотпетых вываривают, на нашу сторону дух по ветру пущают <...>, вся тварь живая <...> как есть мрёт. Стало быть, и не 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2