Сибирские огни, 2004, № 7
поэтому «какие к военным прикомандиро ваны, особливо к запасным, — те теперь малиновые». Запрет называть нечистых по именам в «Солдатских сказках» отсутству ет. Рассказчик активно называет нечистых в сказках по именам, но герои-солдаты в об щении с нежитью применяют как уважи тельные обращения («друг», «душечка ты моя»), так и оскорбления («клоп малино вый», «обалдуй ты корявый», «козёл бес паспортный», «гнус», «мымра»). Посколь ку герои «Солдатских сказок» в основном относятся к нечисти отрицательно, то и об ращаются к ней грубо. Общность персонажей «Солдатских ска зок» Саши Чёрного с персонажами были- чек (мифологическими, свойственными на родным верованиям) заставляет вспомнить о происхождении сказок из мифов как пред ставлений о том, что за всем неживым вок руг стоит живое, что каждая частичка мира населена и подчинена воле и сознанию неви димого при обычном течении жизни суще ства. Но по мере забвения верований, сказки обогащаются бытовыми и вымышленными мотивами, когда чудесное происходит в крес тьянских избах и солдатских казармах. Напри мер, вымысел проявляется в сказке «С коло кольчиком» при описаниях незнакомых про стому солдату столичных улиц, интерьера кабинета «военного министра», характерной особенностью которого является наличие множества кнопок. Характерен вымысел и при описании внешности и деяний нечистых духов— чудесных существ, утративших в сказ ках достоверность и несомненность своего облика и существования. В этих и других осо бенностях народных верований в конце XIX — начале XX века, отмеченных нами в «Сол датских сказках» наблюдается процесс деми фологизации времени и места действия, а так же самого сказочного героя, что сопровож дается его очеловечением (антропоморфиза- цией), а иногда и идеализацией (является кра савцем высокого происхождения). Правда, он утрачивает магические силы, которыми по своей природе должен обладать герой мифо логический, часто превращаясь в «низкого» героя, например, в Иванушку-дурачка. 2. Домовые, лешие, русалки в роли героев С.Черного Персонажами «Солдатских сказок» Саши Чёрного являются не только люди, но и духи, в основном нечистые. В отличие от божеств, они относятся к низшему уровню славянской мифологии и потому постоянно досаждают человеку, несут ему зло. Поня тие «нечистый» имеет в верованиях кресть ян следующие значения: буквально «гряз ный», бесстыдный (чёрт, пустивший «серный дух» в сказке «Скоропостижный помещик»); «нечеловеческий, грозящий опасностью» (домовой, предупреждающий королеву о воз можности наказания в сказке «Королева — золотые пятки»); «лишённый внутренней чи стоты, святости, противостоящий чистому и доброму» (чёрт, сражающийся с Ангелом- Хранителем в сказке «Кавказский чёрт»). Однако домовой (дух дома) из всех пред ставителей нечистой силы — самый близ кий и понятный народу персонаж. «Вера в домового была общераспространённой на Руси, и рассказы о нём длительное время не вызывали сомнений в силу представлений, что он обязательный, близкий участник жиз ни крестьянина, покровитель его хозяйства, защитник его дома. Поэтому неудивитель но, что из числа образов низшей мифологии <.. .> образ домового оказался наиболее ста билен и живуч» (Э. Померанцева). На рубе же XIX — XX вв. краеведы и этнографы под чёркивали, что вера в домового является общераспространённой в крестьянской сре де. Подтверждает это и беседа о домовом на именинах «полковой командирши» в сказке «Лебединая прохлада»»: «А что касаемо чёрта, полагаю, что это не евонная повадка <...>. А это домовик, не иначе. Вы его тихой жизни лишили, он и озорует». Отличитель ным признаком домового является то, что он прежде всего рачительный и заботливый хозяин — глава дома — узкого мирка, с кото рым связаны все помыслы крестьянина. Домовой в поверьях тесно связан не только с домом как строением, но и с семьёй, про живающей в нём. «Домовой живёт лишь в несказочной «деловой» прозе, то есть в информациях, ут верждающих несомненность его существова ния, рисующих его поведение, отношение к людям и скотине» (Э. Померанцева), расска зывающих о его вмешательстве в хозяйствен ную жизнь семьи, покровителем которой он считался. Это говорит о том, что образ до мового для фольклорных сказок не характе рен, являясь, однако, героем литературных сказок Саши Чёрного «Королева — золотые пятки» и ««Лебединая прохлада»». В поверьях домовой чаще всего добр, потому что связан с домом — жилищем, убежищем человека, но в «Солдатских сказ ках» он зол на людей. Злость домового в них определяется не столько его природой, сколько воспитательной ролью в сказочных ситуациях. В сказке «Королева — золотые пятки» домовой выступает в роли предка. Об этом свидетельствует не только его внешность («дымный старичок»), но и его положение «хозяина» (деда, в сказке — «старичка»), старшего над всеми жившими и живущими 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2