Сибирские огни, 2004, № 7

поэтому «какие к военным прикомандиро­ ваны, особливо к запасным, — те теперь малиновые». Запрет называть нечистых по именам в «Солдатских сказках» отсутству­ ет. Рассказчик активно называет нечистых в сказках по именам, но герои-солдаты в об­ щении с нежитью применяют как уважи­ тельные обращения («друг», «душечка ты моя»), так и оскорбления («клоп малино­ вый», «обалдуй ты корявый», «козёл бес­ паспортный», «гнус», «мымра»). Посколь­ ку герои «Солдатских сказок» в основном относятся к нечисти отрицательно, то и об­ ращаются к ней грубо. Общность персонажей «Солдатских ска­ зок» Саши Чёрного с персонажами были- чек (мифологическими, свойственными на­ родным верованиям) заставляет вспомнить о происхождении сказок из мифов как пред­ ставлений о том, что за всем неживым вок­ руг стоит живое, что каждая частичка мира населена и подчинена воле и сознанию неви­ димого при обычном течении жизни суще­ ства. Но по мере забвения верований, сказки обогащаются бытовыми и вымышленными мотивами, когда чудесное происходит в крес­ тьянских избах и солдатских казармах. Напри­ мер, вымысел проявляется в сказке «С коло­ кольчиком» при описаниях незнакомых про­ стому солдату столичных улиц, интерьера кабинета «военного министра», характерной особенностью которого является наличие множества кнопок. Характерен вымысел и при описании внешности и деяний нечистых духов— чудесных существ, утративших в сказ­ ках достоверность и несомненность своего облика и существования. В этих и других осо­ бенностях народных верований в конце XIX — начале XX века, отмеченных нами в «Сол­ датских сказках» наблюдается процесс деми­ фологизации времени и места действия, а так­ же самого сказочного героя, что сопровож­ дается его очеловечением (антропоморфиза- цией), а иногда и идеализацией (является кра­ савцем высокого происхождения). Правда, он утрачивает магические силы, которыми по своей природе должен обладать герой мифо­ логический, часто превращаясь в «низкого» героя, например, в Иванушку-дурачка. 2. Домовые, лешие, русалки в роли героев С.Черного Персонажами «Солдатских сказок» Саши Чёрного являются не только люди, но и духи, в основном нечистые. В отличие от божеств, они относятся к низшему уровню славянской мифологии и потому постоянно досаждают человеку, несут ему зло. Поня­ тие «нечистый» имеет в верованиях кресть­ ян следующие значения: буквально «гряз­ ный», бесстыдный (чёрт, пустивший «серный дух» в сказке «Скоропостижный помещик»); «нечеловеческий, грозящий опасностью» (домовой, предупреждающий королеву о воз­ можности наказания в сказке «Королева — золотые пятки»); «лишённый внутренней чи­ стоты, святости, противостоящий чистому и доброму» (чёрт, сражающийся с Ангелом- Хранителем в сказке «Кавказский чёрт»). Однако домовой (дух дома) из всех пред­ ставителей нечистой силы — самый близ­ кий и понятный народу персонаж. «Вера в домового была общераспространённой на Руси, и рассказы о нём длительное время не вызывали сомнений в силу представлений, что он обязательный, близкий участник жиз­ ни крестьянина, покровитель его хозяйства, защитник его дома. Поэтому неудивитель­ но, что из числа образов низшей мифологии <.. .> образ домового оказался наиболее ста­ билен и живуч» (Э. Померанцева). На рубе­ же XIX — XX вв. краеведы и этнографы под­ чёркивали, что вера в домового является общераспространённой в крестьянской сре­ де. Подтверждает это и беседа о домовом на именинах «полковой командирши» в сказке «Лебединая прохлада»»: «А что касаемо чёрта, полагаю, что это не евонная повадка <...>. А это домовик, не иначе. Вы его тихой жизни лишили, он и озорует». Отличитель­ ным признаком домового является то, что он прежде всего рачительный и заботливый хозяин — глава дома — узкого мирка, с кото­ рым связаны все помыслы крестьянина. Домовой в поверьях тесно связан не только с домом как строением, но и с семьёй, про­ живающей в нём. «Домовой живёт лишь в несказочной «деловой» прозе, то есть в информациях, ут­ верждающих несомненность его существова­ ния, рисующих его поведение, отношение к людям и скотине» (Э. Померанцева), расска­ зывающих о его вмешательстве в хозяйствен­ ную жизнь семьи, покровителем которой он считался. Это говорит о том, что образ до­ мового для фольклорных сказок не характе­ рен, являясь, однако, героем литературных сказок Саши Чёрного «Королева — золотые пятки» и ««Лебединая прохлада»». В поверьях домовой чаще всего добр, потому что связан с домом — жилищем, убежищем человека, но в «Солдатских сказ­ ках» он зол на людей. Злость домового в них определяется не столько его природой, сколько воспитательной ролью в сказочных ситуациях. В сказке «Королева — золотые пятки» домовой выступает в роли предка. Об этом свидетельствует не только его внешность («дымный старичок»), но и его положение «хозяина» (деда, в сказке — «старичка»), старшего над всеми жившими и живущими 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2