Сибирские огни, 2004, № 7
удивление. Чувство страха, испытанное пса ломщиком, кузнецом и знахарем в сказке «Армейский спотыкач», больше всего напо минает тот страх, который испытывают ге рои быличек, но ничего ужасней получения царапин и ушибов с ними не происходит даже после возвращения из леса. Однако в этой же сказке, в этот же лес идёт солдат, у которого наблюдается при встрече с леши ми не только отсутствие страха, но и отсут ствие удивления («некогда солдату удивлять ся», если нужно спасать родное село от не жити). Княжна Тамара в сказке «Кавказский чёрт», являющаяся своеобразным «переска зом» поэмы М. Лермонтова «Демон», «ис- пужалась» только «спервоначалу» чёрта, а затем стала испытывать любопытство, удив ление и даже доверие. Отставной военный Овчинников в начале сказки «Штабс-капи танская сласть» обрадовался при виде беса («не с мухами же тихий разговор вести»), а во время беседы то радовался, то злился, то обижался, а затем «испугался было, не оби делся ли нечистый». В сказке «Лебединая прохлада» музыканты постоянно испытыва ют чувство страха при виде ночных проде лок домового, с которым они на протяже нии всей сказки так и не встречаются. Зато в сказке «Королева — золотые пятки» при по явлении домового в «опочивальне» короле ва «ничего, не испугалась», только удиви лась, как это он «скрозь стражу» прошёл. Вообще королева в данной сказке не устава ла удивляться поступкам солдата и домово го — это единственное, что она могла делать по причине своей неподвижности. Солдат из сказки «Солдат и русалка» то обижался на «рыбину» из-за утраты казённого сапога, то злился из-за проигрыша в «спортивном» состязании с нечистью, в какое-то мгнове ние от смеха русалки «по спине у него холо док ужом прополз», но несмотря на все вы шеперечисленные чувства, обхитрив злодей ку, солдат испытал чувство полного удовлет ворения. Вообще же о чувствах видавших виды солдат наиболее убедительно сказал солдат Кучерявый из сказки «Скоропостиж ный помещик»: «солдат не кошка, некогда ему пугаться». Чувство обиды/досады, как известно из «Солдатских сказок», свойственно также ру салкам и лешим. В сказке «Солдат и русал ка» разочарование и досада «рыбина» ис пытывает только в самом конце сказки, когда понимает, что упустила «ночную добычу» (солдата в сапогах и с «губной гармонией»), да ещё с наградой («земчугом»), А до этого она наслаждалась чувством превосходства над смертным, «измывалась», предлагая сол дату «наперегонки гнаться», но, услышав его игру на «губной гармонии», обрадовалась, что он за казённый сапог отдаст ей музы кальный инструмент, а за горсть «земчугу» обучит игре на нём. В сказке «Армейский спотыкач» лешие обиделись, решив, что «новый» леший драз нит их хмельным напитком, который привлек их своим специфическим ароматом («так они кругом на хвостах и заелозили»). После употребления «чёртового спотыкача» лешие быстро опьянели («взошёл им градус в нут ро») и испытали приступ азарта («мухомор с махоркой на фантазию <...> действует»), что и привело их к гибели. Как видно, в сказках Саши Чёрного злым духам свойственны как «нечистые» чувства — досада, чувство превосходства, зависть, злорадство, так и чувства, которые нехарак терны для нежити: любовь, чувства сожале ния и справедливости, благодарность, кото рые ярко выражены только в двух сказках («Кавказский чёрт» и «Штабс-капитанская сласть»). Так, смысл сказки «Кавказский чёрт» в том, что не нечистые должны «под бивать» людей совершать зло, а люди долж ны побуждать нечистых творить добро. Чаще всего в быличках портрет демо нического существа не ясен и построен на одном признаке: рассказчик не называет, в силу запрета на имя, того, кто ему встретил ся, но упоминает, что кто-то захохотал, заг ремел, застучал, мелькнул. В «Солдатских сказках» портреты леших, русалки, домово го и чертей присутствуют, они узнаваемы. В сказке «Армейский спотыкач» изображают ся лешие так, как это характерно для были чек: «Слышит — по орешнику будто ползу чая плесень шелестит, с дуба на дуб невесть кто сигает, кудрявым дымом отсвечивает»; и только затем: «животы в космах да в шиш ках, на хвостах репей, на голове шерсть кол туном <...>, языки под мышкой, глаза лун ными светляками». В сказке «Солдат и ру салка» мы видим следующий портрет: «ру салка <...> по мокрую грудь из воды вып леснулась < ...> , рыбья чешуя цыганским монистом < ...> блестит <...>. Распростёр лась рыбья девка под кручей, хвост в кольцо свивает, солдату зелёным зрачком подмиги вает». В сказке «Королева — золотые пятки» дается узнаваемый портрет домового: «вы рос перед королевой дымный старичок, лич ность паутиной обросла <...>. Глазки с бело голубым мерцанием, ножки щуплые в ва ленках пёстрых, ростом <...> — еле носом до стола дотягивает». В сказке «Скоропос тижный помещик» помещён портрет чёрта «из нестроевой чёртовой роты»: «сверху рожки, снизу копытца, на пупке зелёный глаз горит». А в сказке «Штабс-капитанская сласть» рассказчик, давая волю своей фан тазии, утверждает, что «спиртная нечисть» обычно бывает зелёного цвета, но в данной сказке «форму» у чертей «переменили», 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2