Сибирские огни, 2004, № 7

продолжают населять окружающий мир, влияя на его бытие» (М. Власова. «Русские суеверия»). Писатели рубежа XIX—XX вв. продолжали традиционное описание народ­ ных верований, «в виде прямых цитат из фольклорных рассказов» (М. Власова), но и внесли много нового, переосмыслив народ­ ные образы и наделив их художественными функциями, не присущими фольклору. В основе «Солдатских сказок» Саши Чёрного лежит описание быта русского крестьянства и солдатского быта (солдаты — выходцы из крестьянской среды), в которых суеверия за­ нимают видное место. События в большин­ стве сказок происходят в народной среде, так как их рассказчиком является простой солдат. Несмотря на то, что сказки Саши Чёр­ ного называются «солдатскими», события в них развиваются в казармах, на квартирах, в госпитале, в уездном городе, в столице, но не на полях сражений. Так как существо­ вал негласный запрет на упоминание вой­ ны в ходе самой войны. Солдатам надо было не только отвлечься от баталий, но и хоть не­ надолго вернуться в привычный крестьянс­ кий мир. И здесь особо актуальным оказался жанр быличек, так часто перекликающийся со сказками Саши Чёрного. Главное в бы­ линках, «являющихся как бы свидетельским показанием о странном, необычном, таин­ ственном случае» (Э. Померанцева. «Рус­ ская устная проза») — установка на правду. На бытование данного жанра в народе в те­ чение ряда веков указывают упоминания де­ монологических персонажей в древнерус­ ской литературе, пословицах и заговорах. В начале XX в. они начали утрачивать в народе свою актуальность и всё чаще становиться частью смешных рассказов (сказок), разоб­ лачающих суеверные представления. Столкновениями человека с нечистью, как в быличках, начинаются те из «Солдатс­ ких сказок», в которых антагонистом солда­ та является нечистый дух. В быличках «сло­ вом «вдруг» или каким-либо равнознача­ щим ему < ...> начинается кульминация по­ вествования» (Э. Померанцева); в сказках же Саши Чёрного со слов, передающих неожи­ данность, обнаруженную с помощью орга­ нов чувств («глядь», «глядь-поглядь», «одна­ ко слышит», «шасть») начинается развитие действия. В пяти сказках появление нечисти перед человеком происходит моментально­ неожиданно, но в сказках «Королева — зо­ лотые пятки» и «Штабс-капитанская сласть» герои прежде всего видят домового и беса; в сказке «Скоропостижный помещик» солдат слышит приближение чёрта; в сказке «Ар­ мейский спотыкач» солдат сначала слышит («по орешнику ползучая плесень шелестит»), потом видит леших («кольцом вокруг солда­ та сели»); в сказке «Солдат и русалка» герой чувствует русалочье прикосновение (хват­ ку). В сказках же ««Лебединая прохлада»» и «Кавказский чёрт» слова, передающие нео­ жиданность появления нечистого, отсутству­ ют. В первом случае по причине того, что в сказке домовой с людьми не встречается, лишь тайно «озорует»; во втором случае чёрт только в конце сказки встречается с Тама­ рой, что воспринимается как нечто есте­ ственное, так как героиня привыкла к его «шёпотам». Цветистость языка, обилие деталей (под­ робностей) сказок противостоит лаконично­ сти и скупости деталей быличек. Введение деталей, свидетельствующих, что встреча с нечистью не была сном, превращают былин­ ки в сказки. Прежде всего это происходит потому, что рассказчик ориентируется ис­ ключительно на вымысел, так как только уси­ лие фантазии могло засвидетельствовать сле­ дующие факты: столкновение с домовым привело к неподвижности королевы («Коро­ лева — золотые пятки»), встреча с русалкой — к получению солдатом горсти «земчугу» («Солдат и русалка»), прогулка с лешими — к приобретению «синих бобов» на теле зна­ харем Ерофеичем («Армейский споты ­ кач»). Как видно из вышеприведённых при­ меров, результаты столкновений людей с нечистой силой у Саши Чёрного комичны в большинстве своём. Конечно, неприятны для королевы внезапно свалившаяся на неё неподвижность, а для Ерофеича — «бобы», но от этих напастей можно излечиться. Тра­ гическими оказались только встречи Тама­ ры и солдата-сторожа с чёртом в сказке «Кав­ казский чёрт». Все семь «Солдатских сказок» о деятель­ ности нечистых духов заканчиваются, как и свойственно жанру сказок, благополучно; для быличек же подобная концовка пове­ ствования не характерна. После встречи с нежитью человек в них становится мрачным, угрюмым, чахнет и даже умирает. Трагичес­ кая концовка данного жанра обусловлена тем, что былички представляют собой рас­ сказы не только об удивительном, но страш­ ном (жутком). «Солдатские сказки» повествуют об ис­ ключительных случаях, нарушающих тече­ ние нормальной жизни (встречи с нежитью, незваная гостья, а также разного рода непри­ ятности). Встречи с нежитью не пугают ска­ зочных героев, а в большинстве случаев вос­ принимаются как нечто необычное, но не ужасное. Палитра чувств людей при встречах с нечистью в «Солдатских сказках» не богата. Герои испытывают любопытство, радость, обиду, злость (досаду), но чаще всего страх и 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2