Сибирские огни, 2004, № 7
продолжают населять окружающий мир, влияя на его бытие» (М. Власова. «Русские суеверия»). Писатели рубежа XIX—XX вв. продолжали традиционное описание народ ных верований, «в виде прямых цитат из фольклорных рассказов» (М. Власова), но и внесли много нового, переосмыслив народ ные образы и наделив их художественными функциями, не присущими фольклору. В основе «Солдатских сказок» Саши Чёрного лежит описание быта русского крестьянства и солдатского быта (солдаты — выходцы из крестьянской среды), в которых суеверия за нимают видное место. События в большин стве сказок происходят в народной среде, так как их рассказчиком является простой солдат. Несмотря на то, что сказки Саши Чёр ного называются «солдатскими», события в них развиваются в казармах, на квартирах, в госпитале, в уездном городе, в столице, но не на полях сражений. Так как существо вал негласный запрет на упоминание вой ны в ходе самой войны. Солдатам надо было не только отвлечься от баталий, но и хоть не надолго вернуться в привычный крестьянс кий мир. И здесь особо актуальным оказался жанр быличек, так часто перекликающийся со сказками Саши Чёрного. Главное в бы линках, «являющихся как бы свидетельским показанием о странном, необычном, таин ственном случае» (Э. Померанцева. «Рус ская устная проза») — установка на правду. На бытование данного жанра в народе в те чение ряда веков указывают упоминания де монологических персонажей в древнерус ской литературе, пословицах и заговорах. В начале XX в. они начали утрачивать в народе свою актуальность и всё чаще становиться частью смешных рассказов (сказок), разоб лачающих суеверные представления. Столкновениями человека с нечистью, как в быличках, начинаются те из «Солдатс ких сказок», в которых антагонистом солда та является нечистый дух. В быличках «сло вом «вдруг» или каким-либо равнознача щим ему < ...> начинается кульминация по вествования» (Э. Померанцева); в сказках же Саши Чёрного со слов, передающих неожи данность, обнаруженную с помощью орга нов чувств («глядь», «глядь-поглядь», «одна ко слышит», «шасть») начинается развитие действия. В пяти сказках появление нечисти перед человеком происходит моментально неожиданно, но в сказках «Королева — зо лотые пятки» и «Штабс-капитанская сласть» герои прежде всего видят домового и беса; в сказке «Скоропостижный помещик» солдат слышит приближение чёрта; в сказке «Ар мейский спотыкач» солдат сначала слышит («по орешнику ползучая плесень шелестит»), потом видит леших («кольцом вокруг солда та сели»); в сказке «Солдат и русалка» герой чувствует русалочье прикосновение (хват ку). В сказках же ««Лебединая прохлада»» и «Кавказский чёрт» слова, передающие нео жиданность появления нечистого, отсутству ют. В первом случае по причине того, что в сказке домовой с людьми не встречается, лишь тайно «озорует»; во втором случае чёрт только в конце сказки встречается с Тама рой, что воспринимается как нечто есте ственное, так как героиня привыкла к его «шёпотам». Цветистость языка, обилие деталей (под робностей) сказок противостоит лаконично сти и скупости деталей быличек. Введение деталей, свидетельствующих, что встреча с нечистью не была сном, превращают былин ки в сказки. Прежде всего это происходит потому, что рассказчик ориентируется ис ключительно на вымысел, так как только уси лие фантазии могло засвидетельствовать сле дующие факты: столкновение с домовым привело к неподвижности королевы («Коро лева — золотые пятки»), встреча с русалкой — к получению солдатом горсти «земчугу» («Солдат и русалка»), прогулка с лешими — к приобретению «синих бобов» на теле зна харем Ерофеичем («Армейский споты кач»). Как видно из вышеприведённых при меров, результаты столкновений людей с нечистой силой у Саши Чёрного комичны в большинстве своём. Конечно, неприятны для королевы внезапно свалившаяся на неё неподвижность, а для Ерофеича — «бобы», но от этих напастей можно излечиться. Тра гическими оказались только встречи Тама ры и солдата-сторожа с чёртом в сказке «Кав казский чёрт». Все семь «Солдатских сказок» о деятель ности нечистых духов заканчиваются, как и свойственно жанру сказок, благополучно; для быличек же подобная концовка пове ствования не характерна. После встречи с нежитью человек в них становится мрачным, угрюмым, чахнет и даже умирает. Трагичес кая концовка данного жанра обусловлена тем, что былички представляют собой рас сказы не только об удивительном, но страш ном (жутком). «Солдатские сказки» повествуют об ис ключительных случаях, нарушающих тече ние нормальной жизни (встречи с нежитью, незваная гостья, а также разного рода непри ятности). Встречи с нежитью не пугают ска зочных героев, а в большинстве случаев вос принимаются как нечто необычное, но не ужасное. Палитра чувств людей при встречах с нечистью в «Солдатских сказках» не богата. Герои испытывают любопытство, радость, обиду, злость (досаду), но чаще всего страх и 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2