Сибирские огни, 2004, № 7
послевоенных времён наследие Шукшина демонстрирует закономерность противопо ложного рода. Перед нами единственный (исключая Зощенко) подсоветский писатель, чья литературная биография и репутация полностью сложились из рассказов. Не ума ляя ценности его романных опытов, которые как раз и были предприняты с подсознатель ной целью «попасть в тон» преобладающей литературной тенденции, признаем всё-таки, что высшие достижения шукшинского талан та воплотились именно в новеллистических циклах. Это, кстати, тоже не способствовало прижизненному зачислению Шукшина в «большой круг» советской прозы. Но Шук шин сумел сконденсировать в рассказе ро манную сложность жизни, насытив его сложностью идейно-художественной. Ведь и Чехову, великому русскому новеллисту, при шлось некоторое время пребывать в тени таких эпических гигантов, каковы Толстой, Достоевский, Гончаров, Тургенев, пока ли тературная общественность не увидела в «Чехонте» — Чехова, а в чеховском рассказе полновесное литературное явление. Можно, следовательно, утверждать, что Шукшин в оп ределённой мере повторил новаторскую миссию Чехова. Демократизм содержания оказался у одного и другого дополнительно подчёркнутым демократичностью жанра, а жанр качественно превысил при этом сред ний уровень современного Чехову и совре менного Шукшину романа. Достоевский и Чехов — лишь две из воз можных параллелей к наследию Шукшина. Взятые отдельно, они неизбежно выносят за скобки те идейно-эстетические эссенции, ко торые к Достоевскому и Чехову отношения не имеют и могут даже противоречить им — особенно Достоевскому. Реконструиро вать объёмный облик шукшинского насле дия в плане его историко-литературных ге нетических связей значит, последовательно подключить к Шукшину и иные явления рус ской прозы. Но это уже находится за преде лами намерений (и возможностей) автора данного очерка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2