Сибирские огни, 2004, № 7
тоевского. Плотская, житейская оболочка героев Достоевского оставляет впечатление чего-то гомункулообразного и случайного, не играющего никакой роли в их персони фицирующей характеристике. Сосуществуя в сфере мирских отношений, они образуют особый, призрачный мир, имеющий лишь своеобразную аналогию с реальной действи тельностью. Соответственно и реализм по зднего Достоевского находится в весьма про тиворечивых отношениях с классическим реализмом. Его человековедение, строго го воря, таковым не является, ибо оно исследу ет некие персонифицированные комплексы нравственно-психологических состояний, а не самого человека. И Шукшин, бесконечно проигрывая Достоевскому в философской напряжённости своих характеров, бесконеч но выигрывает у него в их житейской досто верности. Житейское правдоподобие для Досто евского не главное. У Шукшина же, наобо рот, даже самые исключительные характеры и обстоятельства списаны с жизни, «сфотог рафированы», другое дело, что натуру для съёмок он выбирал только острохарактер ную и исключительную. Его «чудаки» чуж ды нравственно-философской юродивости героев Достоевского — Шукшин нигде не переступает той черты, за которой только и начинается инфернальная антропология ав тора «Записок из подполья». Человек с гар монично развитым, здоровым эстетическим чувством вряд ли испытает эмоционально эстетическое наслаждение от чтения Досто евского. Шукшин же излучает особое гума нистическое обаяние, и это отмечают все пи шущие о нём. Оно настолько сильно и так действует на читательское восприятие, что критерий положительности или отрицатель ности в отношении персонажей Шукшина как бы теряет оценочную остроту. Солидаризо ваться с нравственной позицией автора так же трудно, как возражать ей, ибо она предель но объективирована художественной досто верностью повествования. Например, Л. Ан нинский, а вслед за ним И. Дедков упрекнули писателя в чрезмерных симпатиях к почвен ным натурам типа Спирьки Расторгуева. «Спирю жалко, — пишет Л. Аннинский. — А учитель? Нет, учителя Шукшину не жалко». Но где доказательства этой жалости? В рас сказе они отсутствуют, и у Л. Аннинского, кстати, тоже. С равным успехом можно дока зать, что Шукшин на стороне учителя. В са мом деле, перед нами сильный, спокойный человек, справедливо наказавший «пакостли вого кота» — иным в данной ситуации Спирь ку не назовёшь. Проницательно угадав, что его языческая красота не оставила жену рав нодушной, учитель отнёсся к этому с мудрой снисходительностью. А оказавшись под ду лом взбесившегося маньяка, он опять-таки проявил максимальную в таких условиях вы держку. Он вообще не нуждается в жалости, потому что и как мужчина, и как человек ве дёт себя мужественно и достойно. Спирька же, можно сказать, нравственно преступен и даже подл — хотя бы в истории со зверским избиением калеки-возчика. Своеобразие Шукшина-рассказчика в том и состоит, что его личные нравственные пристрастия как бы отключены от творчес кого акта. Например, он не думал, что фильм «Живёт такой парень» будет воспринят, как комедия, подобно тому, как автор «Вишнё вого сада» был уверен, что написал коме дию, а не драму. Широко известно недоуме ние Шукшина по поводу оценки массовым кинозрителем образа Егора Прокудина из «Калины Красной». Подобного рода ножни цы могут возникать только в двух случаях: либо когда автор элементарно беспомощен как художник, либо когда он как художник настолько совершенен, что как бы растворя ется, «умирает» в художественной плоти сво их образов. Здесь уже более уместна аналогия с Чеховым. Чехов в своё время пострадал от критики из-за отсутствия в его рассказах «тен денции» и кажущегося равнодушия к зло бодневным общественным умонастроени ям. Но прошло время, и то, что воспринима лось как недостаток, оказалось новым каче ством, открытием реалистической прозы. И мы должны признать, что Шукшин и здесь выходит на уровень — в данном случае сти левой — русской классики. Над всем много образием его правых и неправых персона жей господствует некоторое надповествова- тельное, гуманно-снисходительное авторс кое отношение, которое лишает читателя- моралиста возможности с первого взгляда определить положительных и отрицательных героев. Трудно судить, одновременно со страдая, но только такую возможность ос тавлял своим читателям Чехов, а вслед за ним — Шукшин. Ещё труднее сформулировать эту особенность художественного гуманиз ма. Чеховское начало в искусстве по сей день остаётся нерасчленённым эстетическим фе номеном, в принципе не поддающимся от влечённо-понятийной реконструкции. По этому, отмечая сопричастность стилевой манеры Шукшина к Чехову, приходится апел лировать более к читательскому чутью, не жели к логике. Коль скоро мы коснулись Чехова, назо вём ещё одну, более осязаемую аналогию. Неподчинённость Шукшина расхожим мо делям литературного мышления выразилась и в жанровой специфике его творчества. На фоне монументализации советской прозы 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2