Сибирские огни, 2004, № 7
гореться бешенством, в своей мести обид чику или предполагаемому обидчику они способны преступить все заповеди вплоть до «не убий». Им знакомы и карамазовское раскаяние, и карамазовская преступность. Например, Спирька Расторгуев из рассказа «Сураз», которого автор наделил неслыхан ной красотой, не случайно ассоциирован ной с красотой Байрона. В этом сравнении есть и ещё одна, скрытая реминисценция: так же дионисийски красивы были все «ницше анцы» Достоевского (Раскольников, Свидри гайлов, Версилов, Ставрогин), и так же, как у них, под внешним совершенством скрыва лась абсолютная атрофия нравственного чувства, тот же стихийно исповедуемый принцип «всё позволено». Спирька находит, не без налёта извращённости, удовольствие в любовных утехах с самыми некрасивыми девками посёлка, может облагодетельство вать одиноких и чуждых ему Стариков без возмездной машиной дров на всю зиму, но может ограбить, а затем избить инвалида- возчика за ящик водки. Спирька внезапно влюбился в приезжую учительницу, вызвал у неё минутное и ужаснувшее её встреч ное чувство, попытался соблазнить в её же доме, был за это жестоко избит её мужем, на глазах жены едва не застрелил ненавист ного соперника и через час застрелился сам на ночном кладбище в припадке какого-то полубезумного вдохновения. Согласимся, этот сюжет балансирует на грани инферналь ных сюжетов Достоевского, а образ Спирь ки вызывает ассоциации соответствующего толка. И это «спирькино» начало бродит во многих героях Шукшина, равно проявляясь в правом и неправом. Главное, чтобы «душа возликовала». В рамках здравого смысла бегство Стёп ки (в одноимённом рассказе) из тюрьмы — чистейшая нелепость. Человек, срок заклю чения которого истекает через месяц, бежит через всю страну в родную деревню, пре красно зная о последствиях. Его не ждёт по кинутая возлюбленная, он не получал писем об умирающей матери — видимая, рацио нальная причина напрочь отсутствует. Ока завшись дома, беглец проводит день в буд ничном общении с близкими, к вечеру у Воеводиных начинается в честь вернувше гося сына шумное застолье, и прямо оттуда его забирает милиция. В представлении ми лиционера, а следовательно, любого здраво мыслящего человека, поведение Спирьки ненормально. Но внутри той системы отсчё та, где обретается сознание шукшинских ге роев, Стёпка так и должен был поступить, потому что добился «праздника души». Сло во «душа» — самое высокочастотное в ху дожественной лексике Шукшина, но ампли туда его наполнений так же, как у Достоевс кого, запредельно широка и, так же, как у его карамазовских героев, логически непредска зуема. Стремление во что бы то ни стало выразить себя как личность, самоутвердить ся «хотя бы и во вред себе» (Достоевский), во вред своей репутации и житейскому бла гополучию постоянно ставит героев Шукши на в трагикомические положения. Максим Ярцев из рассказа «Верую!» появляется в милиции в пьяном виде с признанием, что он продал сверхсекретные чертежи амери канским шпионам, что он, следовательно, «научный Власов» и его надо босиком от править в Магадан. Шестидесятитрёхлетний пенсионер Баев, проживший тихую и неза метную жизнь, изумляет собеседницу пред положением, не сын ли он одного из тех аме риканцев, которые каким-то чудом побыва ли перед революцией на Алтае. В «Миль пар дон, мадам» Бронька Пупков с рыданиями, зубовным скрежетом и гипнотической дос товерностью повествует историю своего неудавшегося покушения на Гитлера. В «Ге нерале Малафейкине» маляр рядится на до суге в одежды какого-то кинематографичес кого генерала. Сашка Журавлёв из «Версии» морочит односельчан поразительной убеди тельностью рассказа о трёхдневном пребы вании в объятиях директорши городского ресторана. Все эти «версии», во-первых, убийственно смешны, но не только: перед нами всё та же жажда духовной самобытно сти, выливающаяся в уродливую форму ге ростратовых самооговоров. Но если «вете ран труда» Дерябин добивается самоуваже ния, подговаривая пионеров написать в рай исполком письмо с требованием переиме новать «Николашкин переулок» в «Дерябин- ский», то телемастер Князев внутренне са моутверждается через создание труда «О государстве». Ветеринар Зозулин ночным салютом из ружья празднует вместе с чело вечеством победу кейптаунского хирурга Барнарда, а паромщик Филипп не спит но чей из-за зверств американской военщины во Вьетнаме. (Вспомним, как у Достоевско го два уездных обывателя обсуждают за сто лом грязного трактира нравственные «про» и «контра» мироздания, а двенадцатилетние дети спорят о Руссо и Белинском.) Как известно, Шукшин интересовался работой Б. Бурсова «Личность Достоевско го». А сам профессор Б. Бурсов, размыш ляя над возможностью воплощения образа Достоевского на экране, именно в Шукши не видел единственного возможного поста новщика и исполнителя главной роли. В та ком сближении есть определённая чрезмер ность. Шукшин и его герои слишком проч но стоят на земле, слишком укоренены в по чве народного мироощущения, чтобы хоть на минуту оказаться в духовном лоне Дос 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2