Сибирские огни, 2004, № 7
«Осенью»), они неистовые изобретатели («Упорный»), пламенные патриоты («Мас тер», «Штрихи к портрету»), вдохновенные пантеистические философы («Залётный»), они могут даже убить себя во имя неутолён ной справедливости («Как жена мужа в Па риж провожала», «Алёша Бесконвойный», «Нечаянный выстрел»). Вернёмся, однако, к «чудакам» и «чу дачеству» и подчеркнём ещё раз, что само по себе появление подобного персонажа на литературных страницах есть признак опре делённой — и очень высокой нравственной развитости данной литературы или данного творчества. Трудно во всей истории миро вой литературы отыскать роман с таким не возможным, эпатирующим названием: «Идиот». Опыт показывает, однако, что ге ниальные художники и в своих названиях ге ниальны. Если попытаться найти для шедев ра Достоевского столь же ёмкое, но более нейтральное название («Князь Мышкин»; «Князь Мышкин и другие»), как сразу же обнаружится исчезновение некоторого по лемического обертона, разрастающегося в романе до грандиозной этико-философской предпосылки. Князь Мышкин у Достоевско го «идиот», Соня Мармеладова и Лизавета — «юродивые», Макар Долгорукий, Алёша Карамазов, старец Зосима, брат Зосимы Маркел — «блаженные», но именно в них реализуется положительный идеал писателя. «Идиоты» и «идеалы» оказываются у Дос тоевского отнюдь не противопоставленны ми друг другу. «Идиотская» правда Мышки на представляется таковой лишь прагмати ческому сознанию духовных мещан и тупых филистёров. «Чудаки», «блаженные», «юро дивые», «нищие», «отверженные», «очаро ванные странники» есть, таким образом, не исключение, но определённый и беспрерыв но воспроизводимый мировой литературою архетип человеческого поведения как пове дения внутренне чуждого и по своей этичес кой сущности далеко опережающего обще распространённый кодекс нравственных норм — и мы не можем не признать, что Шукшин и здесь стихийно использовал один из парадоксальных приёмов художественно гуманистического мышления, который в русской литературе получил апробацию именно в лице такого её гиганта, как Досто евский, а в несколько меньших масштабах у Лескова. Если поискать в нерасчленённом, калейдоскопическом потоке характеров, ко торый изливается на нас со страниц Шукши на, такого героя, который являл бы собой нравственное совершенство, был бы, гово ря словами Достоевского, «положительно прекрасным человеком», то им окажется — немая. Немая и, следовательно, физически «отверженная» Верка из рассказа «Стёпка». Но этот персонаж, на короткие мгновения появляющийся на периферии короткого сю жета, наделён добротой такой излучающей силы, что даже авторская ирония — а у Шук- шина-новеллиста это почти невозможно — переходит в благоговение. Веркино мычание — это, выражаясь высоким штилем, отсут ствие голоса при наличии гласа. Старик Вое водин, силящийся хоть как-то объяснить глав ную странность своей «немой» дочери, на ходит, в сущности, безошибочное, как бы почёрпнутое из Достоевского определение: «Любит всех, как дура». «Что с нами творится?», «зачем они ста ли злые?» — это тоже язык Достоевского, стиль вопрошаний его «святых» персона жей. Всплеск экстатической, абсолютно спон танной любви к людям поражает Моню Ква сова именно оттого, что он представляет себе веселье проснувшейся деревни, когда она узнает о судьбе его изобретения: «Хэх! Люди милые, здравствуйте!» А Князев-стар- ший из знаменитого рассказа «Чудаки» по ражает свою жену и нас силой внезапно пе режитого переживания, как он в детстве за целовывал до посинения своего грудного брата. Изъятые из художественной ткани Шукшина, эти примеры бесконечно проиг рывают в убедительности, но так всегда у та лантливого автора: чем безупречнее его ху дожественная логика, тем труднее её адек ватно выразить. При всём уважении к безвременно ушедшему и почти «по-белински» гениаль ному И. Дедкову мы не можем всё-таки со гласиться с такой лишь его оценкой шукшин ских «чудиков»: «Большие чудаки эти «чуди ки», но какого элементарного чуда они хо тят, за какое будничное чудо они борются? За вежливость продавцов, мелких начальников и вахтёров, за то, чтобы медицинская сестра умела делать уколы, а телевизионные масте ра могли на досуге философствовать». Положим, это не совсем так и даже со всем не так, потому что здесь говорится о каких-то активистах в сфере бытового обслу живания, а у Шукшина быт всегда пронизан патетикой человеческого существования. Как, впрочем, и у «необразованного пору чика», уездного «невежды» Дмитрия Кара мазова, который, сидя на задах своей ско- топригоньевской усадьбы, вдруг начинает наизусть цитировать Шиллера, или набрасы вается на автора «Философской антрополо гии» Клода Бернара. Странности героев Шукшина далеко не исчерпываются положительными, но пара доксально заявляемыми свойствами харак тера. Иные из них поражают прямо проти воположным — силой безрассудного анар хического хотения. Они могут внезапно за 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2