Сибирские огни, 2004, № 7
Но раз так, раз творчество Шукшина столь очевидно не поддаётся подключению к общественно-литературным умонастрое ниям его лет, тем более следует выяснить причины, по которым он стал уже тогда од ним из самых популярных писателей. Заост ряя, можно поставить вопрос так: кто, соб ственно, виноват в неподчинённости Шук шина литературному контексту 60-80-х годов — Шукшин или контекст? Ответа на этот вопрос можно было бы ожидать в первой (и последней) монографии о Шукшине В. Коробова: «Василий Шукшин. Творчество. Личность». Однако при своих несомненных фактографических и иных до стоинствах книга скорее продолжила жур нально-критический, нежели открыла лите ратуроведческий виток шукшинианы. Между тем именно у В. Коробова со держалась чрезвычайно и интересная пред посылка, выводившая творчество Шукшина далеко за пределы современной ему литера турной проблематики. В числе возможных координат для его дальнейшего изучения автор назвал ни много ни мало как духовно эстетический опыт Достоевского! Для неис кушённого читателя такое сопоставление может показаться и неожиданным, и экстра вагантным. Однако среди профессиональных ценителей писателя оно достаточно распро странено. В. Коробов, собственно, не только предложил, сколько констатировал это про явившееся стремление соотнести творчество Шукшина с наследием русской классики. В выступлениях Б. Бурсова, И. Дедкова, Л. Ер шова, С. Залыгина мы встречаем, кроме имени Достоевского, ещё и Гоголя, Чехова, Лескова, Щедрина. Сравнения эти предлага ются не иначе, как в осторожном, предвари тельно-вопрошающем тоне и обрываются почти обязательной оговоркой, что это тема для особого разговора. Такая оговорка сама могла бы стать те мой для особого разговора, потому что, во- первых, никогда ещё имена великих небожи телей не предлагались в прямые предше ственники кому-либо из современных писа телей, а, во-вторых, сколь симптоматична сама эта неуверенность, что наш современ ник способен всерьёз посягнуть на лавры Чехова и Достоевского. Дело здесь не в ро бости критической мысли, точнее, не только в ней. Увы, если не считать Шолохова, она не слишком часто имеет практический повод обращаться к классическому прошлому для разъяснения литературного настоящего, и постепенно взгляд на новости и новинки на шего литературного сезона сводится к об щим декларациям о традиции и преемствен ности. Тем меньшими шансами, казалось бы, обладают в этом смысле «раскасы» Шукши на. Но идейно-художественный избыток, ос тающийся в них за вычетом злобы дня, так велик и продолжает уязвлять таким высоким гуманистическим переживанием, что поиск каких-то чрезвычайных параллелей становит ся по-своему неизбежным. К настоящему времени Шукшин уже несколько потеснён с журнально-критичес кой арены, на ниве литературного сезона «уже он стал немного отцветать», и образо валась необходимая временная дистанция для обобщающих выводов о его месте в пан теоне отечественной словесности. Дальней шие накопления в сфере критического имп рессионизма, сколь бы тонкими они ни были, уже не производят впечатления прин ципиальной новизны. Как хорошо сказала по этому поводу М. Чудакова, «в творчестве Шукшина очевидна литературная традиция, и важной задачей для критики является уви деть её и осмыслить — вместо того, чтобы вновь и вновь рассказывать о замысловатых героях рассказов Шукшина, поскольку о них- то читатель имеет некоторое представление из самой его прозы». Коль скоро сами шукшинисты призы вают сменить шукшинизм на шукшинове- дение, остановимся подробнее на паралле ли «Шукшин и русская классика» с мыслью, что наследие Шукшина эту грандиозную параллель с честью выдержит. Главное художественное открытие Шук шина состояло в его опоре на социальный тип, не обслуживавшийся литературой со времён Гоголя и Чехова. Вне зависимости от того, имеют ли его герои городскую или де ревенскую прописку, они глубоко укорене ны в недрах социума, в его, так сказать, раз ночинно-демократической плазме, которая именно через Шукшина вновь обрела своё представительство в сфере профессиональ ной культуры. Вхождение его героев в лите ратуру напоминает ситуацию, в которой ока зались персонажи «Повестей Белкина», «пе тербургских повестей» Гоголя и раннего Достоевского по отношению к предшеству ющей плеяде литературных патрициев. Ра зумеется, между «классическим» разночин цем, «маленьким человеком» натуральной школы и шукшинскими героями дистанции огромного размера, но здесь имеется в виду их общность по литературному ряду, и в этом смысле Шукшин безусловно поддер жал и продолжил одну из самых демократи ческих человековедческих традиций русской литературы. Он и сам входит в литературу не «сверху», а «снизу», так же как в своё время в неё входили Гоголь, Некрасов, Достоевс кий. Ему было тем легче нарушить правила и каноны литературной игры, что над ним не тяготели условности и правила хорошего тона. Мощный демократизм его личности 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2