Сибирские огни, 2004, № 7
каждая из которых имеет свои особенности, свою историю, свою отличную от дру гих культуру. У каждой свое понимание происходящего в мире. Имевшие место многие войны между ними красноречивое тому свидетельство. О том, что все мы по-разному понимаем и толкуем происходящее, свидетель ствует даже смешной факт — как мы слышим и передаем на письме, например, петушиный крик. Русский слышит в нем «ку-ка-ре-ку!» Француз - «ки-ри-ко-о!» Англичанин - «кок-э-дудл-ду-у!» Да, на самом деле все мы разные. Да, у нас много общего. Да, все хорошее надо друг у друга перенимать, что русские и делают давно. Вспомним о Петре Великом, прорубившем окно в Европу. Но именно окно, а не дверь и не границу настежь. В то же время не надо забывать, что в мире высоко ценится и широко заимствуется другими народами и наша русская культура. Так что россиянам стыдиться за нее не приходится, а гордиться можно и нужно. Но бывает очень стыдно, когда встречаешься с фактами невежества многих на ших молодых людей, совершающих недостойные поступки, незнакомых с высоким чувством патриотизма. Не с воспитания ли любви к Родине и надо приступать к делу? Начинается же она, наша Родина для них, как поется в известной песне, с картинки в букваре. А укрепляется это святое чувство привязанностью к родным местам, ко всему, что с детства нас окружает, — к своему дому, улице, селу, городу, реке, пригорку, тропин ке — местам, по которым бегал, ходил, ездил, плавал. Именно с этого все начинается. Но только начинается. Ибо чувство это не про стое, не однозначное. Тот еще не патриот, кому нравится своя река, своя деревня, своя улица, свой город. Самое высокое, самое существенное во всем этом — чув ство сопричастности к судьбе своего края, к деяниям своих предков, чувство гордо сти за их славу, чувство долга оберегать ее, не уронить ее, не запятнать. Тропинка же, речка, лес, улица — это аксессуары отчего края, его приметы, быт, внешнее выраже ние. Главное же, конечно, его судьба и сопричастность к ней. Именно оно, это чув ство сопричастности и есть самое существенное в патриоте и гражданине. Именно его, прежде всего, и необходимо воспитывать в детях. А как его можно воспитать в молодежи? Только прикосновением к истории родного края, к деяниям своих отцов и предков, осмыслением их. История такая вещь, к которой можно относиться по-разному: ее можно любить, можно не лю бить, но ее нельзя забывать, ее надо знать. Знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколений в целом. Не зря гово рится, что народ, позабывший свою историю, не может иметь будущего. Заканчивая невеселые размышления свои, хотелось бы надеяться, что все нега тивное, о чем упоминалось выше, у нас больше не повторится. Что усилиями мест ной власти и городской общественности будут, в конце концов, приняты необходи мые меры, чтобы наши памятники впредь не подвергались осквернению, чтобы было кардинально изменено само отношение к воспитанию молодежи, прежде все го в сторону усиления патриотического и нравственного вектора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2