Сибирские огни, 2004, № 7

каждая из которых имеет свои особенности, свою историю, свою отличную от дру­ гих культуру. У каждой свое понимание происходящего в мире. Имевшие место многие войны между ними красноречивое тому свидетельство. О том, что все мы по-разному понимаем и толкуем происходящее, свидетель­ ствует даже смешной факт — как мы слышим и передаем на письме, например, петушиный крик. Русский слышит в нем «ку-ка-ре-ку!» Француз - «ки-ри-ко-о!» Англичанин - «кок-э-дудл-ду-у!» Да, на самом деле все мы разные. Да, у нас много общего. Да, все хорошее надо друг у друга перенимать, что русские и делают давно. Вспомним о Петре Великом, прорубившем окно в Европу. Но именно окно, а не дверь и не границу настежь. В то же время не надо забывать, что в мире высоко ценится и широко заимствуется другими народами и наша русская культура. Так что россиянам стыдиться за нее не приходится, а гордиться можно и нужно. Но бывает очень стыдно, когда встречаешься с фактами невежества многих на­ ших молодых людей, совершающих недостойные поступки, незнакомых с высоким чувством патриотизма. Не с воспитания ли любви к Родине и надо приступать к делу? Начинается же она, наша Родина для них, как поется в известной песне, с картинки в букваре. А укрепляется это святое чувство привязанностью к родным местам, ко всему, что с детства нас окружает, — к своему дому, улице, селу, городу, реке, пригорку, тропин­ ке — местам, по которым бегал, ходил, ездил, плавал. Именно с этого все начинается. Но только начинается. Ибо чувство это не про­ стое, не однозначное. Тот еще не патриот, кому нравится своя река, своя деревня, своя улица, свой город. Самое высокое, самое существенное во всем этом — чув­ ство сопричастности к судьбе своего края, к деяниям своих предков, чувство гордо­ сти за их славу, чувство долга оберегать ее, не уронить ее, не запятнать. Тропинка же, речка, лес, улица — это аксессуары отчего края, его приметы, быт, внешнее выраже­ ние. Главное же, конечно, его судьба и сопричастность к ней. Именно оно, это чув­ ство сопричастности и есть самое существенное в патриоте и гражданине. Именно его, прежде всего, и необходимо воспитывать в детях. А как его можно воспитать в молодежи? Только прикосновением к истории родного края, к деяниям своих отцов и предков, осмыслением их. История такая вещь, к которой можно относиться по-разному: ее можно любить, можно не лю­ бить, но ее нельзя забывать, ее надо знать. Знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколений в целом. Не зря гово­ рится, что народ, позабывший свою историю, не может иметь будущего. Заканчивая невеселые размышления свои, хотелось бы надеяться, что все нега­ тивное, о чем упоминалось выше, у нас больше не повторится. Что усилиями мест­ ной власти и городской общественности будут, в конце концов, приняты необходи­ мые меры, чтобы наши памятники впредь не подвергались осквернению, чтобы было кардинально изменено само отношение к воспитанию молодежи, прежде все­ го в сторону усиления патриотического и нравственного вектора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2