Сибирские огни, 2004, № 7
спокойной совестью «поганил» свои уста кобыльим молоком и кониной, чего алтай ский казак никак допустить не мог. Население алтайских станиц мне показалось гораздо добродушнее и ласковее и менее стяжательно, чем иртышские казаки. У здешних жителей не замечалось ника кой хитрости или плутоватости; радушие их приводило в восторг. Они принимали меня в своих домах как родственника, хотя я должен был казаться им довольно чуж дым, потому что вырос в степях. Они меня как будто хотели закормить; смотрели на меня такими глазами, как будто вот сейчас начнут упрашивать, чтобы я остался жить в их станице. Больших богачей между ними не было, таких, которые равнялись бы с иртышскими богачами, но все жили в довольстве и, казалось, были счастливы». То же самое, думаю, можно сказать и о даурских казаках, сроднившихся с буря тами Забайкалья, о казаках Амура и Енисейского края. Видимо, здесь и кроется одна из разгадок почти бесконфликтного проникнове ния русских в Сибирь и на Дальний Восток. Конечно, были столкновения с маньчжу рами, но это уже другая цивилизация, были стычки в Хакасии, хранившей память о древнем государстве Кыргызов... Но большой войны не было. И в этом великая заслуга русского спецназа, сформировавшегося на границе Дикого Поля — казаков. * * * Одолев два перевала, мы, наконец, въехали в священную долину, с трех сторон окружённую горами, что под солнцем играют тридцатью или более оттенками золо того цвета. Я, конечно, столько не различу, но художники, однажды проезжавшие со мной по этой дороге, утверждали, что так оно и есть. В этот раз был разгар осени и царская, заповеданная, отдалённая только от Но восибирска более чем семистами километров долина величественно открывалась из-за долгого-долгого поворота, являя все своё великолепие и всю грандиозность. — Говорят, что именно эти места русские первопроходцы ассоциировали с Беловодьем. Оно может быть и так, вода здесь стекает с белков, ледников и катунская струя имеет к тому же белесоватый оттенок, но главное не в этом, главное в величай шей древности этой земли, в ощущении, рождаемом в буквально каждом человеке — ты здесь уже был когда-то, здесь твоя родина, твоя какая-то самая главная тайна. Горы здесь звучат, обращаются к тебе, причем, неподготовленное сознание с тру дом выдерживает этот диалог, надо обладать и мужеством, и силой духа. Ещё десяток километров и мы подъедем к месту слияния Чуи и Катуни. По легенде — три долины в месте слияния и есть то самое пространство Последней Битвы. Воинство Христово здесь одолеет армию Зверя, полчища служителей Тьмы. Возможно, потомки сибирских казаков будут не последними воинами этой битвы... Д екабрь 2003, Н овосибирск
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2