Сибирские огни, 2004, № 7

спокойной совестью «поганил» свои уста кобыльим молоком и кониной, чего алтай­ ский казак никак допустить не мог. Население алтайских станиц мне показалось гораздо добродушнее и ласковее и менее стяжательно, чем иртышские казаки. У здешних жителей не замечалось ника­ кой хитрости или плутоватости; радушие их приводило в восторг. Они принимали меня в своих домах как родственника, хотя я должен был казаться им довольно чуж­ дым, потому что вырос в степях. Они меня как будто хотели закормить; смотрели на меня такими глазами, как будто вот сейчас начнут упрашивать, чтобы я остался жить в их станице. Больших богачей между ними не было, таких, которые равнялись бы с иртышскими богачами, но все жили в довольстве и, казалось, были счастливы». То же самое, думаю, можно сказать и о даурских казаках, сроднившихся с буря­ тами Забайкалья, о казаках Амура и Енисейского края. Видимо, здесь и кроется одна из разгадок почти бесконфликтного проникнове­ ния русских в Сибирь и на Дальний Восток. Конечно, были столкновения с маньчжу­ рами, но это уже другая цивилизация, были стычки в Хакасии, хранившей память о древнем государстве Кыргызов... Но большой войны не было. И в этом великая заслуга русского спецназа, сформировавшегося на границе Дикого Поля — казаков. * * * Одолев два перевала, мы, наконец, въехали в священную долину, с трех сторон окружённую горами, что под солнцем играют тридцатью или более оттенками золо­ того цвета. Я, конечно, столько не различу, но художники, однажды проезжавшие со мной по этой дороге, утверждали, что так оно и есть. В этот раз был разгар осени и царская, заповеданная, отдалённая только от Но­ восибирска более чем семистами километров долина величественно открывалась из-за долгого-долгого поворота, являя все своё великолепие и всю грандиозность. — Говорят, что именно эти места русские первопроходцы ассоциировали с Беловодьем. Оно может быть и так, вода здесь стекает с белков, ледников и катунская струя имеет к тому же белесоватый оттенок, но главное не в этом, главное в величай­ шей древности этой земли, в ощущении, рождаемом в буквально каждом человеке — ты здесь уже был когда-то, здесь твоя родина, твоя какая-то самая главная тайна. Горы здесь звучат, обращаются к тебе, причем, неподготовленное сознание с тру­ дом выдерживает этот диалог, надо обладать и мужеством, и силой духа. Ещё десяток километров и мы подъедем к месту слияния Чуи и Катуни. По легенде — три долины в месте слияния и есть то самое пространство Последней Битвы. Воинство Христово здесь одолеет армию Зверя, полчища служителей Тьмы. Возможно, потомки сибирских казаков будут не последними воинами этой битвы... Д екабрь 2003, Н овосибирск

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2