Сибирские огни, 2004, № 7

ВЛАДИМИР БЕРЯЗЕВ ОТРАЖЁННАЯ ВОЛНА века ее заменила дальше к югу Пресногорьковская линия. В 1810 году устроена Ново- Илецкая линия, еще далее к югу: от Орска на Троицк. Из линий, располагавшихся далее к востоку, особое значение имели большая линия Колывано-Воскресенская (1759 г.) и новая Колывано-Кузнецкая линия (1764 г.). Начинаясь от Усть-Каменогорс­ ка, она шла к Белорецкой защите и далее к Бийскому острогу, заканчиваясь у Кузнец­ кого. Всего на сибирской линии (2300 верст) находилось 19 крепостей и 100 разных укреплений, обнесенных земляным валом со рвом, палисадом, рогатками и надол­ бами. Таким образом, эти линии огибали Алтайские горы и защищали заводы и промыслы Колыванско-Воскресенского округа. Позднее они еще более продвину­ лись на юг и с устройством по реке Бухтарме казаков и редута образовали дополни­ тельную линию — Бухтарминскую (1780 г.). С присоединением в XIX веке Семире­ чья военное значение этих линий было утрачено. Линии передовых укреплений далее на восток продолжали остроги и казачьи форпосты. Позднее были созданы линии в Восточной Сибири — Амурская и Уссу­ рийская, устроенные здесь в XIX веке, вместе с образованием Амурского и Уссу­ рийского казачьих войск. Их крайним ответвлением можно считать посты Муравь- евский, Дуэ, Кусунай и Мануэ, основанные во второй половине XIX века на Сахали­ не. (См. Ю.А. Фабрика, «Сибирский щит», Новосибирск, 2001.) * * * Нельзя не сказать о величайшей пластичности казачьего субэтноса. И сибирско­ го в особенности. Павел Васильев, в последние годы становящийся великим национальным по­ этом Казахстана, но в России и спустя 65 лет после мученической смерти на Лубянке так и не получивший должной оценки и воздаяния, Паша Васильев, певец приир- тышских станиц, вольности, удали, азиатчины —- лучше, чеі^ кто бы то ни было уловил и отразил в стихе ту близость и сродность многих повадок и обычаев казаков Иртышской линии с обычаями и повадками обитателей киргизской степи. Он и сам свободно говорил по-казахски, и песни знал, и кумыс любил, и много ездил с дедом Корнилой Ильичом по аулам, и ночевал в юртах, и вкус бешбармака и молодой конины не понаслышке знал. Именно по творчеству Павла Васильева можно с достоверностью судить, на­ сколько сибирские казаки от Кургана до Усть-Каменогорска срослись в плане куль­ турно-бытовом и языковом, вступили в некий симбиоз со степняками, кыпчаками, которые в XX веке стали называться похожим этнонимом — казахи и даже обрели государственность. С другой стороны, казаки, общавшиеся в горах с ойротами Алтая, охотниками, шаманистами, народом совсем другого душевного склада — лирически-созерца- тельного, эти казаки не имели той деловой хватки, как их степные соседи, зато научи­ лись у алтайцев охоте на соболей и куниц в горной тайге, где выпадал трехметровый слой снега, а сами поделились с древними обитателями Золотых Гор секретами земледелия и строительства, инструментами и навыками ремесел (скажем, в Алтае не знали литовки). Об этой удивительной пластичности казачества можно найти доподлинные сви­ детельства в работах Григория Потанина — энциклопедиста, исследователя, писате- ля-публициста, человека, которого пристраивали в Петербургский университет Се- менов-Тяньшанский и Бакунин, родом и образованием сибирского казака (он закон­ чил Омское казачье училище вместе с Чоканом Валихановым). Григорий Николае­ вич Потанин, родоначальник сибирской интеллигенции и сибирского патриотизма, оставил живые воспоминания о своей юношеской службе: «Очень мне понравилось население Алтая, вернее сказать, казаки... О контрас­ те, который они представляют сравнительно с казаками семипалатинскими и ямы- шевскими, мне уже говорил П. Н. Иванов. Последние живут по соседству с киргиза­ ми; многие станицы на Иртыше совсем тогда не занимались хлебопашеством, и главным их занятием была торговля с киргизами, у которых они скупали для пере­ продажи скот, шкуры, меха и войлок. Все они хорошо говорили по-киргизски, были юркими торгашами, исповедовали культ гроша и пятака и франтили по-киргизски. Другого характера были казаки бийской линии, станицы которых расположены в долинах Алтая. Эти были солидными земледельцами, вообще хорошими сельскими хозяевами. На Иртыше казаки славились большими конскими табунами, алтайские — пасеками в несколько сот колодок. Здесь знающих киргизский язык совсем не было, и не было заметно никаких международных уступок. Ямышевский казак со 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2