Сибирские огни, 2004, № 7

века как не помнят о своих обязательствах перед живущим где-то в Монголии прави­ телем, что последние контакты с прародиной были еще в эпоху хуннских шаньюев. Главное восстановить принцип Рода. Поэтому половцев, куман и кыпчаков отряды Батыя гнали как зайцев вплоть до Венгрии и Балкан. А русичи на Калке поплатились за то, что вмешались не в своё дело. Если существует зов крови, а коли ты хоть раз побывал на Алтае, отрицать его не возможно, то надо признать, что казаки, будучи двуязычными (они владели тюркс­ ким) и не в чистом виде славянами этнически, придя в Сибирь тут же осознали, что они не на чужбине. Современная наука дает тому массу свидетельств. Поезжайте в Хакасию, побы­ вайте в Минусинском музее, еще две-три тысячи лет назад этнический состав сиби­ ряков был в подавляющем большинстве европеоидным, примесь монголоидности не превышала 20 процентов, об этом говорят керамические посмертные маски, из­ готовлявшиеся на протяжении веков на уровне портретного сходства. Афанасьевс­ кая культура скифского времени (десятки тысяч курганов Саяно-Алтая) в копейку совпадает с курганными погребеньями на территории Тавриды. Так кто куда ходил? Скифы-сколоты на Алтай или алтайские скифы к берегу Черного моря? Сегодня более разумным кажется, что движение было вместе со стадами жи­ вотных, в силу смягчения климата, после схода гигантского Евро-Скандинавского ледника, с Востока на Запад. Поэтому родина очень многих народов — Сибирь. Тюркам, где бы они не жили — на Кавказе, в Малой Азии или в Якутии, — не надо объяснять где родина, где исток. Святые Горы, в центре которых покоится вер­ шина Уч-Сумер, вот обетованное место. Я думаю, та же сокровенная истина открылась и русским казачьим дружинам. Святогор со своим конем где-то здесь погрузился в лоно земное. * * * Есть множество летописных свидетельств, повествующих о том, как казаки-пер­ вопроходцы, продвигаясь по рекам и выбрав место для острога, буквально в течение суток-двое разбирали свои струги и (в первую голову) возводили из этих брусьев и плах часовню. Часовенка тут же огораживалась высоким тыном, замыкавшим тер­ риторию будущего острога, а уже потом шло строительство угловых башен и жилых помещений. Служилась служба. Над новой землицей, над рекой, над мысом, над окрестнос­ тями возносился православный крест, место таким образом освещалось, и в этом едва ли не самый существенный момент, определивший духовную силу, даже мощь казацкой экспансии. Иезуиты направляли, науськивали конкистадоров, и те, оставаясь солдатами уда­ чи, были карающим мечом Господа в руках монахов. Это происходило на другом конце земного шара, тогда как в Сибири без особого кровопролития православные казаки подвигом, умением, мастерством и силой доказывали коренным обитателям преимущества своей веры и своего Царя. Иначе не найти объяснения того чудесного беспрепятственного сорокалетнего похода от подошвы Урала-батюшки до берегов Амура-батюшки. Разумеется, воины, рисковые люди не могут быть примером благочестия, но среди казаков безбожников не было. Православие определяло весь земной путь каза­ ка от крещения до соборования, это был тот стержень, который держал весь уклад жизни. Распространяясь по рекам и закрепляясь в узловых местах, казаки довольно быстро формировали систему укрепрайнов, которая позволила на всем протяже­ нии XVII, а затем XVIII столетий оборонять поселки, рудники и сельхозугодья от набегов с юга, где на пике могущества была Джунгария. Кордоны или казацкие линии сначала были выдвинуты в лесостепь, а вскоре вверх по рекам охватили Западную Сибирь с двух сторон, замкнув Горный Алтай в огромное кольцо. Время их возникновения нужно отнести к XVII веку, когда был устроен ряд укреплений по Исети и Тоболу (остроги Исецкий, Китайский, такое же значение имел Далматов монастырь). Усиленное продвижение в течение XVII века России на юг потребовало устройства новых, сменявших друг друга линий. Из них первой по времени была Иртышская (920 верст), обеспечивавшая владение Ирты- шом до Усть-Каменогорска. В это же время возникли Кузнецкий и Бийский остроги. В 30-х годах XVIII века Иртышская линия была удлинена до Кургана. В середине XVIII 165 ВЛАДИМИР БЕРЯЗЕВ № . ОТРАЖЕННАЯ ВОЛНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2