Сибирские огни, 2004, № 7
века как не помнят о своих обязательствах перед живущим где-то в Монголии прави телем, что последние контакты с прародиной были еще в эпоху хуннских шаньюев. Главное восстановить принцип Рода. Поэтому половцев, куман и кыпчаков отряды Батыя гнали как зайцев вплоть до Венгрии и Балкан. А русичи на Калке поплатились за то, что вмешались не в своё дело. Если существует зов крови, а коли ты хоть раз побывал на Алтае, отрицать его не возможно, то надо признать, что казаки, будучи двуязычными (они владели тюркс ким) и не в чистом виде славянами этнически, придя в Сибирь тут же осознали, что они не на чужбине. Современная наука дает тому массу свидетельств. Поезжайте в Хакасию, побы вайте в Минусинском музее, еще две-три тысячи лет назад этнический состав сиби ряков был в подавляющем большинстве европеоидным, примесь монголоидности не превышала 20 процентов, об этом говорят керамические посмертные маски, из готовлявшиеся на протяжении веков на уровне портретного сходства. Афанасьевс кая культура скифского времени (десятки тысяч курганов Саяно-Алтая) в копейку совпадает с курганными погребеньями на территории Тавриды. Так кто куда ходил? Скифы-сколоты на Алтай или алтайские скифы к берегу Черного моря? Сегодня более разумным кажется, что движение было вместе со стадами жи вотных, в силу смягчения климата, после схода гигантского Евро-Скандинавского ледника, с Востока на Запад. Поэтому родина очень многих народов — Сибирь. Тюркам, где бы они не жили — на Кавказе, в Малой Азии или в Якутии, — не надо объяснять где родина, где исток. Святые Горы, в центре которых покоится вер шина Уч-Сумер, вот обетованное место. Я думаю, та же сокровенная истина открылась и русским казачьим дружинам. Святогор со своим конем где-то здесь погрузился в лоно земное. * * * Есть множество летописных свидетельств, повествующих о том, как казаки-пер вопроходцы, продвигаясь по рекам и выбрав место для острога, буквально в течение суток-двое разбирали свои струги и (в первую голову) возводили из этих брусьев и плах часовню. Часовенка тут же огораживалась высоким тыном, замыкавшим тер риторию будущего острога, а уже потом шло строительство угловых башен и жилых помещений. Служилась служба. Над новой землицей, над рекой, над мысом, над окрестнос тями возносился православный крест, место таким образом освещалось, и в этом едва ли не самый существенный момент, определивший духовную силу, даже мощь казацкой экспансии. Иезуиты направляли, науськивали конкистадоров, и те, оставаясь солдатами уда чи, были карающим мечом Господа в руках монахов. Это происходило на другом конце земного шара, тогда как в Сибири без особого кровопролития православные казаки подвигом, умением, мастерством и силой доказывали коренным обитателям преимущества своей веры и своего Царя. Иначе не найти объяснения того чудесного беспрепятственного сорокалетнего похода от подошвы Урала-батюшки до берегов Амура-батюшки. Разумеется, воины, рисковые люди не могут быть примером благочестия, но среди казаков безбожников не было. Православие определяло весь земной путь каза ка от крещения до соборования, это был тот стержень, который держал весь уклад жизни. Распространяясь по рекам и закрепляясь в узловых местах, казаки довольно быстро формировали систему укрепрайнов, которая позволила на всем протяже нии XVII, а затем XVIII столетий оборонять поселки, рудники и сельхозугодья от набегов с юга, где на пике могущества была Джунгария. Кордоны или казацкие линии сначала были выдвинуты в лесостепь, а вскоре вверх по рекам охватили Западную Сибирь с двух сторон, замкнув Горный Алтай в огромное кольцо. Время их возникновения нужно отнести к XVII веку, когда был устроен ряд укреплений по Исети и Тоболу (остроги Исецкий, Китайский, такое же значение имел Далматов монастырь). Усиленное продвижение в течение XVII века России на юг потребовало устройства новых, сменявших друг друга линий. Из них первой по времени была Иртышская (920 верст), обеспечивавшая владение Ирты- шом до Усть-Каменогорска. В это же время возникли Кузнецкий и Бийский остроги. В 30-х годах XVIII века Иртышская линия была удлинена до Кургана. В середине XVIII 165 ВЛАДИМИР БЕРЯЗЕВ № . ОТРАЖЕННАЯ ВОЛНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2