Сибирские огни, 2004, № 7
ВЛАДИМИР БЕРЯЗЕВ Л й , ОТРАЖЁННАЯ ВОЛНА вступить в соревнование. В год 400-летия последнего столкновения с остатками ку- чумова войска местные краеведы и следопыты решили повторить 450 километро вый марш-бросок, совершенный казаками от Тары к берегу Оби (поле возле Ново- пичугово, в 70 км южнее Новосибирска). То, что казацкий спецназ совершил менее чем за двое с половиной суток, и причем с похода вступив в бой, современные экспериментаторы не смогли содеять и за десять дней. Казаки — народ, веками живший с состоянии войны, народ полукочевой, на род вобравший в себя половецко-кыпчакские и славяно-русские крови, усвоивший самые передовые для того времени боевые искусства, приёмы и способы войны, методы выживания в самых неимоверных условиях, методы хозяйствования, свой ственные как Степи, так и хлебопашеской оседлой Руси. Качество и дух русского казачества определили язык и вера. Вера определила вектор их неуёмной жажды деятельности, подвига, экспан сии. А язык не позволил обособиться, сделал частью великоросской культурной и этносоциальной общности. Ощущая своё единство с новой, стремительно мужав шей Россией, казаки, сохраняя автономию и на протяжении веков отстаивая свои вольности, тем не менее, постепенно стали воспринимать Государя как символ божественной власти, то есть по сути дела так же как воспринимали кочевники Евразии Чингиса. Сибирское казачество изначально и с неумолимостью стало той главной силой, на которую опиралась императорская власть с самого начала завоевания Сибири и вплоть до XIX века. Именно сибирские казаки при основании городков и острогов на деле осуществляли те государственные установления, которые в таких красках опи саны в Строгановской летописи: «По повелению прежде бывшаго государя царя и великого князя Ивана Василь евича всеа России по нем сына его, государя царя и великого князя Феодора Иоанно вича всеа России, начашася в Сибирстей земли городы и острожки ставити и великия места распространятся, и святыя Божия церкви воздвизатися, и православная хрис тианская вера вкоренятися, и евангелския проповеди учение во вся концы Сибирс- кия земли обтицати, и псаломская красногласования на многих местех поставиша: господу Богу в сем деле поспешествующу и слово утверждающу» (80, с. 172). «Проведывание новых землиц и подведении под Государеву руку» — вот глав ная цель, которая ставилась перед казаками тюменскими и тобольскими, березовс- кими, пелымскими, томскими, кузнецкими, бийскими, красноярскими, якутскими, забайкальскими и другими. Они составляли гарнизоны острожков и городищ, отбы вали всевозможные службы, налаживали добрые отношение с местным населени ем, усмиряли непокорных, налаживали хозяйство и промыслы, несли в изменивший ся азиатский мир новые технологии и новые способы хозяйствования, ремесла, тор говли, несли передовую для того времени культуру России. Их новые станицы и хутора в считанные годы обрастали пашнями и покосами, огородами, пасеками и садами. На видных местах поднимались к небу храмы, народ ные дома, школы, лавки и магазины. Табуны коней, стада коров, отары овец и коз паслись на широких пастбищах. Прокладывались к городам и станицам дороги, и в урочное время тянулись по ним тяжелые возы с зерном, мукой, мясом, рыбой, медом. Читинец Михаил Вишняков, мой друг и прекрасный русский поэт, корнями из забайкальского казачества, семейский. Он рассказывал как приходили на новое мес то казаки. Это был целый обряд. На присмотренное место привозили многоопытно го старца, он внимательно и придирчиво осматривал угодья, указывал где будут пашни, где сенокосы, где огороды, как проложить улицу будущей станицы и какое количество дворов будет оптимальным для этих угодий, словом определял все до мелочей. Только после этого поселенцы прибывали на новое место. В таком подходе угадывается многовековой опыт полукочевья, постижения пространства. * * * Мне сдаётся, что насколько неслучайным было движение на Запад Чингиса, настолько же мотивирована была откатная волна российского похода «встречь сол нцу». Чингис руководствовался двумя основными мотивами в своих захватах. Либо это было клятвопреступление и гостеубийство со стороны противников, то есть по пирался принцип чести (как было в Средней Азии и на Ближнем Востоке), либо он попросту возвращал под свою руку, под своё подданство отложившихся, заблудших, изменивших своему истинному Хану сородичей. И не важно, что сородичи уже 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2