Сибирские огни, 2004, № 7
Тут же реплика Ганичева: «И нам всем надо быть очень осторожными в своих выступлениях. Дёгтев недавно во всеуслышание заявил — Пушкин, мол, крепостник и щупал девок. Разве это главное в Пушкине?» Иван Евсеенко: «Почему чиновник от культуры получает много больше, чем творцы культуры?.. Сейчас преобладает литература ширпотреба». Станислав Кунаев поведал о неком документе, неизвестного происхождения, запрещавшим библиотекам подписки на журналы патриотической направленнос ти. А еще, что потомкам Б. Окуджавы, поддержавшего расстрел 93-го года, пере шел в собственность музей Б. Окуджавы и прочая недвижимость, а семью велико го русского поэта Юрия Кузнецова через несколько месяцев после его кончины гонят с дачи. Валентин Распутин весьма пессимистично смотрит на будущее СП, на Интер нет, который «не только могила литературы, это могила России, это могила мира... Не вернется ни золотой, ни серебряный век, не вернется даже почвеннический век. Иные песни будут. Общественный климат сейчас не для литературы». Однако среди выступавших оказалось больше тех, кто верит в рассвет культуры, искусства, возврат утерянных ценностей и т.п. Алексей Шорохов, например, считает, что «стрелка часов истории показывает наше время. Союз писателей 10 лет точит камень патриотической риторикой, и это вызовет гуманитарный, а затем и технический прорыв, как это было в конце 19-го столетия». Надежда Мирошниченко: «Союз писателей — единственная площадь, отвое ванная и не разрушенная». С убийственными цифрами выступил Альберт Лиханов в докладе по детской литературе. Число детей за 10 лет сократилось на 11,5 млн. человек, в то время как взрослое население за это же время убыло на 5,5 млн. Сегодня в стране 709 тыс. сирот (после войны — 688 тыс.), практически все выпускники детдомов обречены на гибель по разным причинам (голод, наркомания, преступность.), 10% их кончают жизнь самоубийством. На улицах и свалках 1 млн. беспризорных детей, сегодня 2 млн. неграмотных. На 30 млн. детей 38 млн. серьезных заболеваний. И для них из духовных ценностей есть только Гарри Поттер со своей компанией и Л. Успенский со своей, — это практически все. «Дети, выросшие в духовной грязи, не знают, что есть чистота духовная... Мы просто предали детство... Нет в нашей стране властного нача ла, нет государственной политики, чтобы изменить детскую жизнь». И как бы в продолжение его темы, Виктор Николаев, воевавший в Чечне, а сейчас занимающийся вопросами детской преступности, не в чиновничьем крес ле, а непосредственно «на месте», также с цифрами говорил об этой непростой проблеме. Во всех колониях, где он побывал, подростки на вопрос, кого они сдела ли себе героем, с кого «писали» жизнь, 30% назвали сериал «Бригада» о молодых бандюках, утверждающих себя в новой жизни, и еще чуть меньше — персонажей Александра Абдулова. Все эти несчастные дети вслед за персонажами кинотвари повторили судьбу бандита в России, угробив и себя, и других людей. И скольких еще погубят? Призывая писателей к единению и выработке общей стратегии, Николаев вспом нил эпизод из своей жизни, связанный со словом «Прости». В числе 12 человек он попал в окружение боевиков. Все были ранены, патроны кончались, двое умерли от ран. Чеченцы были совсем рядом, и тогда оставшиеся 10 человек, решив не сдавать ся живьем, проверили, есть ли у каждого хотя бы по одному патрону, положили крестом двух мертвых, окружили их и, наклоняясь к уху товарища, стали просить прощения за все обиды, которые когда-либо нанесли друг другу сознательно или без. И произошло чудо, сказал Николаев, нас услышал Бог, а боевики не заметили и про шли мимо. Хотя это было невозможно — не заметить нас. Вот так и нам всем надо в окружении врагов простить другу, и только это спасет нас. 78-летний неувядающий Егор Исаев прогремел своими патриотическими сти хами, и просто возопил: где песни? Где песни, в которых русская душа, семья, родина, друзья? За 15 лет не создано ни одной песни, которую можно было бы спеть за столом, с нормальной, без пены и подтанцовок, сцены, у костра или пойти с нею на врага. Отсутствует слово, отсутствует всякий смысл. Один лишь ритм, бешеный ритм. Мы потеряли высокое звание писатель, с горечью восклицал он, и нам помогли в этом. Много было забавного и трогательного, серьезного и острого. 159 ВИОРЭЛЬ ЛОМОВ ЛШ у . ЗАПИСКИ С 12-го СЪЕЗДА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2