Сибирские огни, 2004, № 7
БОРИС ФЕДОРОВ КОГДА ЦВЕТЕТ БЕЗВРЕМЕННИК 23 У бани, в самом конце согры, перед болотистым кочкарником, поросшим нику дышным редким кривульным подлеском, упиравшимся в речку Кривобродовку, сто яла еще не убранная капуста — огромные кочаны с загнутыми широкими зеленова тыми с белым оттенком листьями. Ну и капусту вырастила Элла Платоновна. Ну, молодец, женщина. Баню ставил муж Марфы Захаровны, Иван, с неразлучным другом своим Пахо мом перед самой войной, осенью сорокового года. Срубили ее из сухих сосновых бревен близко от речки. Воду хочешь — бери из колодца, хочешь — из речки черпай и таскай. Долго мудровали и сделали баню, что надо. Топка из предбанника. В самой бане железный бак из толстенного металла с приваренными к нему электросваркой такими же толстыми карманами. В баке — вода, в карманах — камни. Жар из топки идет через бак по трубе, согревая воду. И главное, ни одной дыминки в баню не попадает. Все уходит на волю через высокую трубу в крыше. Чудо, а не баня. Иван в технике соображал — шофером и механизатором в колхозе работал. Он уверял: — Лет семьдесят баня выдюжит, без капитального ремонта. Вот помяните мои слова. А ведь верно, сбылось его предсказание. Стоит баня-то. И ничего ей не деется. Все соседи тогда завидовали, сто раз прибегали смотреть, какую баню Иван с Пахомом отгрохали. А закончили баню, то в ней самой ее и обмывали. Марфа сюда Ивану с Пахо мом водку и закуску таскала. Они пили водку, мылись, парились, дурачились. Бегали голышом обмываться на речку и все хохотали, хохотали. Марфа разделась в предбаннике, выбрала себе веник, порадовалась: молодец, Эдуард Степанович, свежих веников наготовил. Веники ведь тоже никогда попало нарезать надо, время надо знать. Она вошла в мойку. Привычным движением сняла со стены таз, висевший на гвозде, налила в него кипятку, положила распаривать веник. Чтобы было теплей, плеснула на камни полковша. Сухой пар пошел ходуном по бане. От веника распро странился густой, горячий березовый дух. Она ошпарила кипятком скамейку, стала мыться и вспомнила, как они мылись в первый раз в этой бане вместе с Иваном. Он поднял ее, положил на волок и долго, долго целовал. Вернулся Иван на другую зиму после Победы в 1947 году. В самую ростепель привезла его на санях-розвальнях из районного центра Аграфена. Ссадила его, без ногого, у родной избы. Ссадила, а коня не трогает, не уезжает. И молчит, напряженно, настороженно, даже ни слова не говорит, как глухонемая. Выскочила Марфа, а он стоит на коленях в снегу, спрашивает: — Примешь меня, Марфа, или обратно в госпиталь ехать? Ничего не смогла сказать Марфа. Упала перед ним, обхватила его, да и завыла в голос. Хлестнула сгоряча Аграфена лошадь, уехала. И тогда прорезались у Марфы слова: — Иванушка ты мой дорогой, вернулся наконец-то. Счастье ты мое горемыч ное. Чего же ты так долго не ехал и не писал ничего? Ведь два года, как война закон чилась. Все уж калеки, какие остались в живых, возвернулись, а ты все глаз не ка жешь. Почему? — А боялся. Думал, не примешь, вишь, я какой. — Безногий-то, что ли? Да рази в ногах все дело. Живой — самое главное, свет ты мой небесный. Да ты мне любой дорог, ненаглядный ты мой. — И она заплакала еще сильнее. Но это были уже слезы радости. Прибежал Пахом. Тоже заплакал. Поднял Ивана на руки , унес в избу. А через неделю притащил Пахом низенькую коляску. — Смотри, — говорит, — братка, какую я тебе карету соорудил. Колесики на подшипниках, смазанные, в эмтээсе достал. Сами едут. Малость оттолкнись — они и побегут. Ходкая тележка. Не тележка, а золото. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2