Сибирские огни, 2004, № 7
Когда он умер, Марфа Захаровна не помнила, да и на кресте надпись солнцем испепелило, дождями смыло. Только заметно было одно имя: «Парамон...» А даль ше и фамилия выгорела, но Марфа-то знала, что он Соболевым был. У кладбищенской оградки сызнова встретился Пахом. Остановился, закурил са мокрутку. — Ну как, Марфа, удачно сходила? Набрала? — Набрала. — Рясная попалась? — Рясная. — Ты это, Марфа, пришли Николая, пущай могилки родные поправит. — Пришлю. Я уж сама сообразила. — Во, правильно. А приедет если, гвозди потребуются или досочку какую заме нить, я дам. — Спасибо. — А краску сам пускай в городе купит. В сельпе нет. Приедет если, у меня поживет. — Ладно. — Я бы и сам мог поправить, да нельзя. Раз сын есть, он сделать должон. Это уж обязательно. А то от людей стыдно будет. А потом, я сделаю, а Николай приедет, осер дится. Скажет, кто тебя, дядя Пахом, просил. Я же не безрукий, скажет. Так ведь? — Так. — Ну вот. А не поправить нельзя. — Нельзя. — Ну, прощевай. Не обессудь, если что не так. Вдруг больше не свидимся. — Кто его знает? Как Бог даст. Каким боком жизнь повернется. — Давай тогда обнимемся. Сызмальства вместе. Да и потом родственники все- таки. Они обнялись и троекратно поцеловались, и сразу же глаза Марфы Захаровны наполнились слезами. Но они быстро прошли. Это были хорошие слезы, слезы радо сти и светлой грусти. Она вытерла их, улыбнулась широко и открыто. — Ну, прощевай, Пахомушка, живи счастливо. Дай тебе Бог здоровья. 20 Николай спросил себя мысленно: «Любила ли меня мать?» И ответил: «Любила и очень сильно». Просто он никогда не обращал на ее любовь никакого внимания, как не обраща ет внимания на любовь родителей большинство детей. Они воспринимают любовь родителей, как нечто должное, естественное, само собой разумеющееся, как воздух, которым мы дышим, как воду, которую пьем. Иначе и быть не может. Родителям любить детей просто по штату положено, на то они и родители. Более того, если признаться, Николай не только любви матери, а и ее самой почти не замечал. А заметил и задумался только здесь, в городе, и то, когда отправил мать на под селение. В детстве же, в деревне, он жил своей жизнью. Как единственный «мужчина» в доме, как урожденный крестьянский сын, с плотью и кровью впитавший в себя обя зательную и беспрекословную заботу о скотине, об огороде, о доме и домашнем хозяйстве, он понимал, что нужно все по дому делать и делать с душой и охотой. Но вычистив у скотины, задав ей корма, натаскав воды и управившись с другими до машними делами, он сразу забывал, что он «мужчина», становился просто школь ником, Колькой Громовым, самым обыкновенным деревенским парнишкой, играл с ребятами самозабвенно, срывался, как порыв ветра, и уносился с ними на поля, на холмы, за Лосиный ручей или пропадал на Кривобродовке. Они купались там в самых глубоких местах, плавали, ныряли, загорали, лежа на песке, до черноты. И радость била из них, как прибрежные ключи, чистые и студеные. А мать с раннего утра до позднего вечера трудилась в полеводстве. Выращивала картофель и овощи. С весны до осени она сеяла семена, садила капустную рассаду, 121 БОРИС ФЕДОРОВ ї Ж у КОГДА ЦВЕТЕТ БЕЗВРЕМЕННИК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2