Сибирские огни, 2004, № 6
— Тебе ли говорить о возрасте? Вон, как огурчик еще, — она заметила несколь ко седых волосков на его висках. — Так картошку-то жарить? Я начистила. — Да нет, какая картошка. Чаек попьем, привычней. Поначалу я даже кашу не мог есть. Гнуса, как молекул, и он всюду. Кусает непрерывно и повсеместно, и в то же время залпами. Сетка не защищает. В первый вечер кашу есть стал, а кашу не вижу, ничего не вижу. Лицо пощупал — подушка. В зеркало глянул — не вижу ни себя, ни зеркала. А через полчаса в обморок упал от потери крови... Надежда Алексеевна стала собирать на стол, а Георгий Николаевич, посмеива ясь, рассказал ей о прелестях таежной жизни: — Раз, в самой глухомани, вышли на тропинку. Леший, наверное, протоптал. Слышим, за поворотом вроде как звоночек звякает. Решили, корова с колокольчиком заплутала, хотя откуда? На тысячи верст тайга. И тут навстречу выезжает на велоси педе, не поверишь, рыбак. Копия Дон Кихот. К седлу, как копье, приторочена удочка, на спине, как щит, плоский рюкзак. На голове каска, как старый медный таз. Телог рейка на голое тело, распахнута. Красная грудь покусана комарами. Посадка на сед ле низкая, коленками то и дело бьет себя по животу. Педали погнуты. Велосипед не смазан, щелкает, скрипит — словом, вторая реинкарнация Росинанта. Рыцарь Бога того Улова возвращается в село ламанчское. Но что удивительно, он спешил к жене и сыну. Вот когда я по-настоящему захотел домой! XLI Став в 1960 году профессором и уважаемым в институте человеком, Надежда Алексеевна быстренько подмяла под себя не только кафедру, но и пол-института. Она была в расцвете сил, в зените славы, в пике женского обаяния. Ободренная успе хами на марсовых полях институтских междоусобиц, она, не встречая явного сопро тивления, легкими набегами попыталась ограничить и свободу мужа. Надин устано вила обязательный доклад о том, куда он уходит, новый распорядок дня; внесла коррек тивы в его манеры. Ей, в частности, перестали нравиться шутки, отпускаемые про фессором по любому поводу и в любом месте. Но когда она как-то заявила: «Теперь в моем доме все будет так, как я скажу», Георгий Николаевич мурлыкнул: — В чьем доме? — и, не дожидаясь, естественно, ответа, вновь углубился в свои дела. — Георгий! Иди, твою Серову показывают! — Надежда Алексеевна подумала: «Сейчас прибежит. Что-то не снимают ее больше. Жива? Голос и, правда...» Суворов бросил свои дела и уселся в кресло. Можно было по пальцам пере честь дни, когда он устраивался возле телевизора из-за художественного фильма. Названия старых картин Георгий Николаевич не помнил, новых не запоминал. Он вообще редко ходил в кино, а с приходом в дом телевидения совершенно перестал смотреть фильмы. — Чего их смотреть? Время только терять. Доступно — значит, нежеланно. И вообще, мне за два часа дают ответы на вопросы, которые я не могу разрешить всю свою жизнь. Доступность дешевого вина, дешевых закусок и дешевых женщин всегда была Суворову не по нраву, хотя он нисколько не осуждал ее. А насчет женщин он вообще был убежден, что дешевыми их делает лишь нищета и скупость самих мужчин. Если Георгий Николаевич и смотрел фильмы, то довольно рассеянно, мысли его при этом, пользуясь возможностью, улетали куда-то далеко-далеко. Редко кто из актеров заставлял поверить Суворова в истинность киношного чувства. Но вот Ва лентина Серова чем-то неуловимым напоминала ему Софью, хотя и не была на нее похожа. Когда он слышал из другой комнаты ее голос, ему становилось грустно. И он откладывал дела, шел к телевизору и смотрел на нее или, не вставая из-за стола, слушал ее голос. Впрочем, фильмы с ее участием шли очень редко. Всего несколько раз за последние десять лет. А когда в доме появилась Лёля, и голос ее и смех звучали ежечасно, он уже не так остро реагировал на Серову. Надежда Алексеевна знала об этой слабине мужа, она хотела бы найти в актрисе какой-либо изъян, но он не нахо дился. «Сколько б не было в жизни разлук, в этот дом я привык приходить», — пела Серова, а Суворову казалось, что он видит и слышит Софью. Где она? Что она? В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2