Сибирские огни, 2004, № 6
и взаимообогащения культур народов Рос сии. Почему-то такой подход считается есте ственным в отношении памятников Древне го Египта или античности, но когда происхо дило столкновение с живыми архаическими культурами коренных народов Сибири, здесь общепризнанные эстетические критерии не срабатывали. Всякие проявления мифопоэ тического мышления еще недавно объявля лись пережиточными явлениями, не несу щими никакой эстетической ценности. Крутые социальные сдвиги были еще впереди, и в своих ранних произведениях Гуркин отразил образы и представления сво его народа, во многом сложившиеся еще в эпоху мифопоэтического мышления. Дей ствительно, образы родовых гор, анимисти ческое восприятие природы, мотивы, наве янные шаманистическим культом, сюжеты алтайского героического эпоса, воплощение мечты кочевников-скотоводов о достатке — все это имеет непосредственные связи с тра дициями национального художественного мышления, все имеет свои корни в самых различных, порой необычайно глубоких пла стах алтайской культуры. Об этом же свиде тельствуют и поиски Гуркина в области вы разительных средств, идущих от древних по этических образов, от народной изобрази тельности. В своих наиболее значительных произведениях Гуркин стремился слить вое дино традиции национального художествен ного мышления с передвижнической систе мой изобразительности, перенятой от петер бургских учителей. И здесь не надо видеть лишь одну несовместимость или крайности того или другого, хотя это и было взаимо действие далеких по стадиальности культур. Творчество Гуркина имело и имеет призна ние, как в национальной среде, так и в рус ском искусстве; оно многообразно и гете- ЛИТЕРАТУРА рогенно по своему мышлению. И такой взгляд не противоречит выводам психологов, которые считают, что «историческое мыш ление не заключается в замене одного типа мышления другим. Скорее новый тип допол няет существующие» (10). В свете современных проблем взаимо действия культур творчество Гуркина при обретает смысл важного связующего контак та, еще в достаточной мере не проанализи рованного опыта по синтезу искусства За пада и Востока. Причем под Востоком здесь понимается не Япония или Китай, не буд дийский или мусульманский мир, а Восток некогда архаических, традиционных культур Севера Азии. После всего того, что сделал Гуркин, прошло немало лет. То было время крупных перемен и значительных событий, каждое из которых привнесло что-то новое в освоение художественного наследия. Приобретенный в этом плане опыт сегодня также нуждается в более глубоком и внимательном прочтении. Однако первый и чрезвычайно важный вклад Гуркина трудно переоценить. Собственно, его оценка вызревает только сейчас, когда после долгих лет забвения искусство мастера возвращается в нашу культуру. Его живопись вновь заняла место в экспозициях галерей и появилась возможность познакомиться с его графикой. А то, что возвращение к Гуркину происходит на фоне современного интереса к сибирским древностям, придает особую значимость его произведениям. Конечно, то, чего достиг Гуркин, имело свою временную обусловленность, свою национальную спе цифику, но те результаты, к которым он при шел в ходе своих творческих поисков, имеют непреходящую художественную ценность. А потому и путь к ним интересен сейчас всем ценителям культуры Сибири. Евгений МАТОЧКИН 1. Окладников А.П. Исторические корни культур народностей Севера // Культура народно стей Севера: традиции и современностью. — Новосибирск: Наука, 1986. — С. 15. 2. Князева В.П. Николай Константинович Рерих. 1874— 1947. — J1.;М.: Искусство, 1963. — С. 21. 3. Рерих Н.К. Избранное. — М.: Советская Россия, 1979. — С. 123. 4. Адрианов А.В. Алтай и его художники // Жизнь Алтая. — Барнаул, 1911, 1 апреля. 5. Цит. по: Эдоков В.И. Мастер из Аноса. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984. — С. 68. 6. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX— начала XX в. — М.; Л., 1954. — С. 613 /Труды Института этнографии. — Т. 22/ 7. Дэвлет М.А. Большая Боярская писаница. — М.: Наука, 1976. — С. 11. 8. Маадай-Кара. — Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1979. — С. 194. 9. Окладникова Е.А. Ритуальные скульптурки животных из сыракуладинских алтай-кижи // Первобытное искусство. Пластика ирисунки древних культур. —-Новосибирск: Наука, 1983. —С. 163— 164. 10. Тульвисте П.Э. Типымышления итрадиционные занятия // Культура народностей Севера: традиции и современность. — Новосибирск: Наука, 1986. — С. 106.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2