Сибирские огни, 2004, № 6

и взаимообогащения культур народов Рос­ сии. Почему-то такой подход считается есте­ ственным в отношении памятников Древне­ го Египта или античности, но когда происхо­ дило столкновение с живыми архаическими культурами коренных народов Сибири, здесь общепризнанные эстетические критерии не срабатывали. Всякие проявления мифопоэ­ тического мышления еще недавно объявля­ лись пережиточными явлениями, не несу­ щими никакой эстетической ценности. Крутые социальные сдвиги были еще впереди, и в своих ранних произведениях Гуркин отразил образы и представления сво­ его народа, во многом сложившиеся еще в эпоху мифопоэтического мышления. Дей­ ствительно, образы родовых гор, анимисти­ ческое восприятие природы, мотивы, наве­ янные шаманистическим культом, сюжеты алтайского героического эпоса, воплощение мечты кочевников-скотоводов о достатке — все это имеет непосредственные связи с тра­ дициями национального художественного мышления, все имеет свои корни в самых различных, порой необычайно глубоких пла­ стах алтайской культуры. Об этом же свиде­ тельствуют и поиски Гуркина в области вы­ разительных средств, идущих от древних по­ этических образов, от народной изобрази­ тельности. В своих наиболее значительных произведениях Гуркин стремился слить вое­ дино традиции национального художествен­ ного мышления с передвижнической систе­ мой изобразительности, перенятой от петер­ бургских учителей. И здесь не надо видеть лишь одну несовместимость или крайности того или другого, хотя это и было взаимо­ действие далеких по стадиальности культур. Творчество Гуркина имело и имеет призна­ ние, как в национальной среде, так и в рус­ ском искусстве; оно многообразно и гете- ЛИТЕРАТУРА рогенно по своему мышлению. И такой взгляд не противоречит выводам психологов, которые считают, что «историческое мыш­ ление не заключается в замене одного типа мышления другим. Скорее новый тип допол­ няет существующие» (10). В свете современных проблем взаимо­ действия культур творчество Гуркина при­ обретает смысл важного связующего контак­ та, еще в достаточной мере не проанализи­ рованного опыта по синтезу искусства За­ пада и Востока. Причем под Востоком здесь понимается не Япония или Китай, не буд­ дийский или мусульманский мир, а Восток некогда архаических, традиционных культур Севера Азии. После всего того, что сделал Гуркин, прошло немало лет. То было время крупных перемен и значительных событий, каждое из которых привнесло что-то новое в освоение художественного наследия. Приобретенный в этом плане опыт сегодня также нуждается в более глубоком и внимательном прочтении. Однако первый и чрезвычайно важный вклад Гуркина трудно переоценить. Собственно, его оценка вызревает только сейчас, когда после долгих лет забвения искусство мастера возвращается в нашу культуру. Его живопись вновь заняла место в экспозициях галерей и появилась возможность познакомиться с его графикой. А то, что возвращение к Гуркину происходит на фоне современного интереса к сибирским древностям, придает особую значимость его произведениям. Конечно, то, чего достиг Гуркин, имело свою временную обусловленность, свою национальную спе­ цифику, но те результаты, к которым он при­ шел в ходе своих творческих поисков, имеют непреходящую художественную ценность. А потому и путь к ним интересен сейчас всем ценителям культуры Сибири. Евгений МАТОЧКИН 1. Окладников А.П. Исторические корни культур народностей Севера // Культура народно­ стей Севера: традиции и современностью. — Новосибирск: Наука, 1986. — С. 15. 2. Князева В.П. Николай Константинович Рерих. 1874— 1947. — J1.;М.: Искусство, 1963. — С. 21. 3. Рерих Н.К. Избранное. — М.: Советская Россия, 1979. — С. 123. 4. Адрианов А.В. Алтай и его художники // Жизнь Алтая. — Барнаул, 1911, 1 апреля. 5. Цит. по: Эдоков В.И. Мастер из Аноса. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984. — С. 68. 6. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX— начала XX в. — М.; Л., 1954. — С. 613 /Труды Института этнографии. — Т. 22/ 7. Дэвлет М.А. Большая Боярская писаница. — М.: Наука, 1976. — С. 11. 8. Маадай-Кара. — Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1979. — С. 194. 9. Окладникова Е.А. Ритуальные скульптурки животных из сыракуладинских алтай-кижи // Первобытное искусство. Пластика ирисунки древних культур. —-Новосибирск: Наука, 1983. —С. 163— 164. 10. Тульвисте П.Э. Типымышления итрадиционные занятия // Культура народностей Севера: традиции и современность. — Новосибирск: Наука, 1986. — С. 106.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2