Сибирские огни, 2004, № 6
роде Алтая и его обитателям хищнические, потребительские интересы дельцов. Быть может, поэтому здесь вместо художествен ной образности брала верх определенная политическая программа. Эта «призма архаики» несколько сковы вала восприятие им живого пульса времени. Не случайно А.Л. Коптелову пришлось от казаться от иллюстраций Гуркина к роману «Великое кочевье» и предложить оформле ние книги Г.Г. Ликману. Рисунок 1930-го года «Скифы на охоте» демонстрирует как более реальное отноше ние к истории, так и более ясное понимание стилистических задач. Рисунок был создан Гуркиным по свежим впечатлениям после поездки к пазырыкским курганам. Художник явно был знаком с материалами раскопок скифских захоронений, которые тремя года ми раньше начали вскрывать на Алтае экс педиции археологов во главе с С.И. Руденко и М.П. Грязновым. Плоскость листа своими отдельными, сюжетно не связанными изоб ражениями, отсутствием пейзажного фона и пространственной глубины напоминает фрагмент скалы с петроглифами. Компози ция в центре с хищником и копытным жи вотным выглядит совсем как сцена терзания в духе скифо-сибирского звериного стиля. Да и три всадника декоративизмом своих линий вторят блистательному искусству ранних кочевников. Следует отметить, что Гуркину-живо- писцу было важно не только достоверное соответствие зрительной правде, но и следо вание представлениям и образам, которые исторически сложились и жили в народном художественном сознании. Эта образная, ас социативная реальность требовала своего изобразительного языка, своей внутренней гармонии. Все в этом самобытном видении имело свой смысл — и число объектов изоб ражения, и их соподчиненность, и цветовая определенность, и характер рисунка. Творчес кие поиски приводили Гуркина к живопис ным экспериментам, в которых поразитель но сочетаются самые разнородные истоки — академическая школа и традиции нацио нальной условной изобразительности. Пожалуй, наиболее ярко эти тенденции проявились в его работе «Вечер на озере Ак- Кем» (1915). На первый взгляд, она произво дит странное впечатление своей сумбурной стилистикой. Левый угол — кедр, лошадь, костер, проводники — все достоверно спи сано с натурного этюда 1908 года. Задний план выделяется схематичным рисунком гор в виде простых треугольников — конусов. В алтайском эпосе о высочайшей вершине Алтая есть такие слова: «Встает с восточной стороны, закрыв глаз солнца и луны, девяти гранная гора с вершиною из серебра» (8). В изображении Белухи на заднем плане карти ны Гуркин следует этому народному обра зу. Совмещая две точки зрения, художник дословно воспроизводит все девять граней Белухи, зримо воплощая представление, иду щее от образного национального мышления. Геометрическая упрощенность рисунка гор опять-таки не случайна — подтверждение этому можно обнаружить в каталоге выс тавки 1915 года. В нем Гуркин приводит вы держку из народной лирики: «Треуголен, ты, Хан-Алтай, когда взглянешь на тебя с высо ты. Со стороны поглядишь на тебя, ты блес тишь, как девятигранный алмаз!» Помимо девятигранное™, в компози ции доминируют четыре треугольника вер шин. Оказывается, эта доминанта имеет свое обоснование в народных представлениях. У куладинских алтай-кижи есть обычай наре зать из курута ритуальные фигурки живот ных и горных вершин (9). Символом священ ной горы Учь-Сумер могут быть только че тыре сырных конуса, хотя в действительнос ти у Белухи три вершины, недаром ее так и называют — «Учь-Сумер», что по-алтайски означает «трехрогая Сумер». В любом слу чае количество вершин у изображаемой горы должно быть четным, даже если в ре альности она состоит из трех. Гуркин посту пил в своей картине так же — он нарисовал четыре треугольника вершин, а из трех пи ков Белухи оставил только два. К тому же, схематичный рисунок конусов-вершин на полотне у Гуркина явно близок упрощен ной манере изготовления ритуальных горок и зверей из сыра. Основываясь в своем произведении на реалистическом методе, алтайский мастер дополняет его традициями национальной изобразительности. Конечно, не все в этом сплаве таких разнородных элементов полно стью удалось художнику, но этот дерзкий эк сперимент открывает широкий простор для дальнейших поисков. Этот гуркинский син тез подобен богатому, насыщенному аккор ду, в котором полноправно звучат и ноты современности, и пласты необычайно глу бокой древности. Все это в какой-то мере затрудняет вос приятие картин Гуркина современным че ловеком. И дело здесь не только в том, что трудности восприятия — проблема нацио нальных различий, сколько в том, что эта проблема общекультурного характера. Ведь мы ничуть не лучше понимаем свое древне русское искусство, символику его условно го изобразительного языка. Дело здесь — в другом, в желании понять и вникнуть в круг исторических, духовных, национальных яв лений, породивших то или иное искусство. Без этого нет и не может быть подлинно гу манистического отношения к народу боль шому или малому, к его культуре. Без этого не может быть органичного взаимодействия 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2