Сибирские огни, 2004, № 6
язычника-алтайца и мысли заполнены его влиянием, силой, красотой. Отсюда о нем их сказания, легенды, предания, песни — их творчество» (5). В 1902,1908 годах и позднее Чорос-Гур- кин совершал длительные путешествия по Алтаю. Помимо чисто живописных задач Гуркин считал для себя важной и этногра фическую деятельность. В многочисленных рисунках он запечатлел жизнь своих сопле менников, их быт, культовые обряды, моти вы орнамента, украшения домашней утва ри, шаманские бубны, национальную одеж ду и многое другое. Все рисунки сопровож дают пояснительные тексты, записанные со слов очевидцев. В своей совокупности гра фические листы мастера представляют сво его рода художественную энциклопедию ал тайского народа. Гуркин, с удивительным пристрастием изучавший декоративно-прикладное искус ство, в своих произведениях смело брался за проблему своеобразного транслирования: перейти от предельного схематизма народ ного образа к его реалистическому аналогу. И сколь бы подчас ни казалась нова и ориги нальна его художественная концепция, все же в основе своей она бережно следовала строю образного мышления его далеких предков. Такое заключение можно отнести к известному произведению Гуркина «Коче вье в горах» (1910). В ней представлена жанровая компози ция, вписанная в панораму гор. Отвлекаясь от пейзажного фона, который смотрится не сколько «сам по себе», в изображенной груп пе фигур, в их взаимоотношениях можно увидеть немало общего с тем, как это пре поднесено в народном рисунке на деревян ном ведерке — кеноке. Этот рисунок однаж ды запечатлел Гуркин в своем альбоме и впос ледствии был опубликован С.В. Ивановым (6). В свою очередь, прототип резьбы на кеноке можно отыскать в петроглифах саяно-алтайс- кого нагорья. Например, ему близок памят ник в долине среднего Енисея — Большая Боярская писаница. Ее исследователь — М.А. Дэвлет приходит к выводу, что на писанице «представлен ирреальный, идеальный посе лок. Древние художники, терпеливо выбивая на скале изображение поселка, созданного их воображением, ставили себе целью обес печить при помощи этих рисунков матери альное благополучие, изобилие и процвета ние реального поселка» (7). Та же мечта о счастье изображена у Гуркина, где все окружение дано в наиболее благоприятном для кочевников виде. Ярко зеленеет трава, клубятся полные дождя об лака, сияют снегом Капчальские горы — от роги Белухи. Как и в народном рисунке, в центре картины находится кошомная юрта. И так же остались застывшими, неподвиж ными, как на петроглифах и на кеноке гур- кинские всадники, верблюды, яки, козы. Здесь тот же остановленный миг, мысленный об раз, идеал кочевника, который жил в народ ном сознании со времен палеолита. Несколько позднее, в 1914 году Гуркин выполнил рисунок тушью «Из эпохи брон зового века». И хотя все, что он изображает: изваяние, ряд балбалов, петроглифы имеют более позднюю археологическую датиров ку, тем не менее, все же интересно, как пред ставлялась ему древнейшая эпоха. В центре листа, как в центре истории, художник по местил стелу с рисунками, которые по тра диции наносятся на шаманские бубны. (Ниже, для указания адреса выбит и сам бу бен.) Собственно, бесписьменной истории для него нет: сакрально-ритуальные памят ники — вот подлинные вехи прошлого. Зем ная же человеческая история с ее постоян ной межплеменной борьбой, которую Гур кин рисует в манере древнетюркских граф фити, — это лишь преходящее явление. Надо полагать, для Гуркина магические изобра жения — незыблемые символы, скрижали завета, которые он видел вечными, как веч ны сами рисунки на скалах. Если «Кочевье в горах» пленяет своим живописным образом, то в этом рисунке и некоторых других произведениях черты на циональной архаики явно абсолютизирова лись художником, приобретая самодовлею щее значение. Эта идеологическая концеп ция, сформулированная достаточно опреде ленно, выступает в оформлении Гуркиным обложки «Алтайского альманаха» (1913). Композиция обложки делится резко на две части. Правая представляет прошлое Алтая — это сошедшие с петроглифов фигурки маралов, горных козлов, камлающего шама на, ленточных изображений, разнообразных знаков и символов. Здесь же крохотный пей заж — символ Родины — с озером, восходя щим солнцем и каменными стелами. Цент ральная часть — это полная «благоден ствия», как мыслил ее автор, настоящая жизнь Алтая. Приютившиеся у скалы аилы, дым воскурений, кости и шкура жертвенной лошади, алтайцы, встречающие из-за гор солнце — зарю будущего — все, как было много веков тому назад. На переднем плане, объединяя «прошлое» и «настоящее», сто ит древнетюркское изваяние, которое как бы охраняет и благословляет все происходящее. На спине изваяния Гуркин поставил свою подпись. Вот так, наверное, древними камен ными глазами хотел он видеть свой край. Весь набор национальных символов был призван им не столько для того, чтобы создать эсте тически значимый образ, сколько для воспе вания этнического своеобразия и традици онности как таковой. Возможно, все это было ответом на ту боль, которую причиняли при 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2