Сибирские огни, 2004, № 6
реальных и сугубо абстрактных, мистичес ких. Обращаясь к богатому устному фольк лору Алтая, можно отметить, что такое взаи модействие ирреального и действительного является характерным моментом народно го творчества. Подобный дуализм был свой ственен и изобразительной традиции петрог лифов Саяно-Алтайского нагорья. Творческие искания Гуркина пришлись на время расцвета символизма, а затем и при митивизма в России. Его обращение к языче ству шло явно в русле общего увлечения арха ическими культурами. Но в отличие, напри мер от мастеров «Мира искусства» с их чисто эстетическим постижением прошлого, Гурки на привлекала не столько внешняя, экзотичес кая сторона древности, сколько глубинная суть образов и представлений, которые жили в ху дожественном сознании его народа. В этом он был ближе всего к Рериху. В настоящее время признается, что Ре рихом была поднята совершенно новая для русской и западноевропейской эстетики про блема искусства и археологии (2). В поисках «нового стиля» он обращался не только к ху дожественным ценностям национального средневековья, античности или Возрождения, но и к памятникам каменного века и архаи ческих культур севера Азии, где живет, по его мнению, наследие «высокохудожественных сибирских древностей» (3). Историческая живопись, как писал Рерих в своей статье 1898 года «Искусство и археология», должна со стоять в тесной связи с успехами археологии, а художнику нельзя фантазировать и надеять ся на неподготовленность зрителей. Правда, в рериховских произведениях дух историзма шел адекватно современно му стилевому поиску, чего нельзя сказать о ранних работах Гуркина. В «Хан-Алтае» связь реалистически исполненного пейзажа со скрытым этнокультурным подтекстом не была в полной мере органична, не случайно его образная символика не была понята со временными художниками и критиками его творчества. В письмах к А.В. Адрианову Гуркин писал: «Я знаю народ, его обычаи, его веру, а также и настроение природы. А для этого нужно много работать, чтобы представить голубой и черный Алтай в том виде, как он есть и как его понимают алтайцы. Ведь они его представляют живым, говорящим и смот рящим, но сумею ли я это передать? Только теперь вижу его во всем величии и красоте и, увлекаясь его красотой, чем дальше, тем боль ше благоговею перед ним» (4). Стремление изобразить Алтай «живым, говорящим и смотрящим» сказалось, преж де всего, в глубоком проникновении во все объекты окружающего мира, в обостренном видении всех элементов природы. Все, что он пишет, особенно на переднем плане — цветущий луг или альпийский уголок со мхом, валунами, кедрами — все это не «стаффажные типы», а своеобразные герои, которым он уделяет столько же внимания, как если бы рисовал портрет человека. Если для европейского художника изображаемый объект — будь то дерево, камень или цветок — являются прежде всего выразителями их общепринятого понятийно-образного смыс ла, то у Гуркина объект сугубо индивидуа лизируется, подчас как бы одушевляется; он находит для каждого цветка, каждой сосны или кедра свои изобразительные интонации, наделяя каждый из них в какой-то мере сво ей содержательной функцией. Если здесь уместно сравнение с пением, то лес для ев ропейского художника — это унисонный хор голосов, а для Гуркина — ансамбль разно голосных солистов. В обществах далекого стадиального уровня развития искусство носило родовой характер. Отголоски такого отношения к ис кусству можно обнаружить и в творчестве Гуркина. Действительно, его пейзажи обла дают ясной эмоциональной настроенностью. Везде главный герой — природа; автор все гда как бы в тени, и все его мастерство слу жит лишь одной цели — как можно полнее и проникновеннее выразить состояние приро ды, все оттенки ее жизни. Подобная «безлич- ностность» сродни суровой поэтике народ ного эпоса. В ней нет места лирическим от ступлениям или сентиментальным словоиз лияниям. Так же у Гуркина — ясность за мысла, спокойное, уравновешенное видение природы, которые дается как бы не от от дельного человека с его изменчивым настро ением души, а от лица народа с четким, вы работанным вековым практическим опытом мировоззрением. Рисуя, он будто забывает о себе, растворяясь в окружающей его кра соте, и кажется, что кисть его направляет лишь голос предков, внимающий таинствен ному языку природы. Конечно, художник воплощает на холсте свое вдохновение, свое восприятие, но в этом «своем» нет места случайным переживаниям «я», в нем зву чит голос личности как субъекта обществен но-исторического и онтогенетического раз вития народа. Одухотворяя все сущее, алтаец одухот воряет и весь мир — весь свой Алтай. Заме чательно сказал по этому поводу сам Гур кин: «Для алтайцев-язычников Алтай — жи вой дух, щедрый, богатый, исполин-вели- кан... Он — живой кормилец — отец несмет ного народа, несметного зверя, птиц. Ска зочно красив своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Альпийс кие озера — это его глаза, смотрящие во все ленную. Водопады и реки его — речь и пес ни о жизни, о красоте земли, гор. Вся жизнь 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2