Сибирские огни, 2004, № 6
наукой, имели результативные гуманисти ческие последствия не только в своей этни ческой среде, но и среди приезжего населе ния Сибири. Следует отметить, что для осознания эстетической ценности культурного насле дия необходим достаточно развитый уровень художественного мышления. Если абориген ные народы, воспитанные в традиционной культуре, воспринимают его достаточно органично, то для европейского глаза нужна определенная подготовка, отказ от академи ческих стереотипов. Однако здесь само вре мя подвело к пониманию древней красоты, поскольку в конце XX века изобразительное искусство, освободившись от догм социали стического реализма, в поисках новых средств выразительности повернулось к изу чению и освоению своего сибирского худо жественного наследия. Задача же синтеза европейской культу ры с азиатскими корнями на самом деле до статочно сложная. Тем не менее, как это ни покажется странным, но первобытная арха ика вполне естественно влилась в искусство конца 2 -го — начала 3-го тысячелетия, по скольку какие-то самые общие законы фор мообразования древней изобразительности оказались привлекательны современному неакадемическому мышлению. Достаточно органично западные и восточные традиции претворяются у алтайцев И. Ортонулова, В. Тебекова и А. Укачина, у тувинцев В. Хова- лыг и Ч. Монгуш, у хакаса В. Кызласова и многих других. И как поначалу нацио нальные художники, так и теперь русские мастера — томич С. Лазарев, красноярец Н. Рыбаков, С. Дыков из Горно-Алтайска и дру гие стали воспринимать художественное на следие земли, на которой они живут, как ак туальное и потенциально глубокое явление. Возник даже специальный термин — архео- арт по отношению к искусству, в котором прорабатываются архаические мотивы. Од нако археоарт, подчеркивая исторический вектор, не отражает всей глубины современ ного творческого процесса, охватывающего не только чисто изобразительную сторону, не только проблемы стиля, но и тяготение к мифопоэтическим образам, к традициям национального художественного мышления. В этой перекличке прошлого и настоящего современные мастера находят для себя осо бо вдохновляющие темы. Гуманитарные исследования сибирских народов начались давно, однако еще и в на чале XX века художественная мысль не по дошла к тому, чтобы оценить во всей полно те богатство и своеобразие их изобразитель ного фольклора. Тем не менее, начиная с 1910-х годов, у деятелей культуры становит ся все более заметным интерес к художе ственному наследию Сибири. Со всей ост ротой проблема его эстетического освоения будет обсуждаться позднее, спустя два де сятка лет — как проблема «сибирского сти ля» — на конференции художников «Новой Сибири» в 1927 году. Но прежде чем родил ся художественный интерес к Сибири со сто роны Запада, еще ранее сформировалось встречное движение. Оно было столь нео жиданным, что его национальное своеобра зие, элементы синтеза культур не были в дол жной мере поняты, а приняты как свое, тем более что заговорило оно на привычном язы ке русской реалистической школы. Случи лось это событие на выставке произведений Григория Ивановича Чорос-Гуркина под названием «Природа и жизнь Алтая» в 1907 году в Томске. Выставка имела огромный успех и сра зу выдвинула его в ряды первых мастеров кисти Сибири. «Гвоздем» выставки было, несомненно, большое полотно «Хан-Алтай». Как и многие другие последующие критики, томская художница Л.П. Базанова отмечала заслуги Гуркина в создании достоверного сибирского пейзажа. Да, это было действи тельно так, хотя его искусство и замысел «Хан Алтая» не сводились только к этой узко понимаемой задаче, над которой трудились в то время и многие русские художники. Все три главных «героя» картины: Хан- Алтай, кедр, орел обладают необычайно емким этнокультурным содержанием. Вос станавливая его многозначную символику, можно значительно расширить понимание пейзажного образа, ощутить его нацио нальную специфику. Восприятие очеловечен ного кедра и орла — в древности типичного тотема и культурного героя, помощника ша мана — идет от визуально-достоверных изоб ражений к своим мифопоэтическим образам. Облик Хан-Алтая не имеет явных видимых очертаний и узнается с помощью поэтичес кой метафоры, которая широко известна в народной лирике: «Треуголен ты, Хан-Алтай, когда взглянешь на тебя с высоты». Таким ри сует воображение алтайцев этого, берущего свое начало с древнейшего культа гор, вер ховного духа Алтая. Гуркин непосредствен но следует общепринятому иносказанию и пишет Хан-Алтая в виде могучих гор, своим рисунком напоминающих треугольники. Произведение Гуркина существует как бы в двух временных срезах, в двух плоско стях восприятия. Одно — реалистическое, соответствующее современному материа листическому видению природы, другое — анимистическое, идущее из глубины веков. Важная особенность «Хан-Алтая», идущая от национального мировосприятия, состоит в том, что в нем эти образы полифункцио- нальны. Они не лишены конкретного, реаль ного содержания и в то же время выступают в роли условных символов в той же мере 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2