Сибирские огни, 2004, № 6
ГАЛЕРЕЯ СИБИРСКОЙ ГРАФИКИ ВЗГЛЯД ВГЛУБЬ ВЕКОВ1 (Г.И. Чорос-Гуркын и проблемы освоения художественного наследия Сибири) Прошедшие после перестройки годы, тяжелые, выбившие многих «из седла», годы отпущения на идеологическую свободу столь вольную, что привыкшие чуять, куда дует ветер, вообще оказались «без руля и без ветрил», — эти годы все же выявили некото рые духовные тенденции в художественных пристрастиях мастеров изобразительного ис кусства. Пожалуй, важнейшая из них — об ращение к культурному наследию своей зем ли — Сибири, стремление признать его как свое, родное, кровное. Эта тенденция воз никла, можно сказать, стихийно; она «не спускалась сверху», шла помимо рамок офи циоза и затронула не только изобразитель ное искусство, но и музыку, литературу, те атр, а также научные дисциплины — фольк лористику, этнографию, культурологию, ис кусствознание. И то, что каждый исследова тель и художник самостоятельно открывал для себя новый, обогащенный образ Сиби ри, придало этому направлению особую искренность, убедительность, если хотите, долю утраченного было патриотизма. Любить же Сибирь, гордиться ее про шлым и в самом деле есть за что: на ее земле живут около тридцати коренных абориген ных народов, обладающих своеобразной ду ховной культурой, оригинальным видением мира, богатым фольклором; земля ее — кла довая не только сырьевых ресурсов, но и са мых разнообразных художественных памят ников. За последние десятилетия археологи вскрыли и опубликовали такие замечатель ные художественные сокровища, которые не могли не поразить душу сибиряка. Духов ный мир творцов прошлого, как писал ака демик А.П. Окладников, оказался «несрав ненно более сложный и богатый, чем мож но было ожидать» (1). Однако проникнове ние в мир древней красоты шло не по угото ванному пути, а требовало личной вовлечен ности и немалых усилий по изучению спе циальной исторической литературы. Такое всестороннее вглядывание в творения было го возымело куда больший эффект, нежели, будь она предпринята, широкая популяри зация раскопанных шедевров. Ситуация изменилась прежде всего сре ди коренных народов Сибири. Именно они первые с завидной смелостью и прямотой признали своим национальным достоянием все то, что сберегла их земля, вне зависимо сти от того, каким народам и культурам при надлежало авторство создания того или ино го художественного феномена. Можно ска зать, у коренных народов Сибири начался своеобразный ренессанс, который связан не только со снятием идеологических запретов на «пережитки», но и с приобщением к вновь открытым памятникам и с возрожде нием традиционной культуры, сформиро ванной в условиях адаптации к суровым ус ловиям Севера. Вообще, настоящий сиби ряк, несмотря на все наветы бездушного ма териализма, всегда ощущал себя в своей родной стихии в какой-то мере язычником, сознающим великую мощь природы и свою связь с нею. Почитание, уважение к родной земле, протест против хищнического ис требления ее богатств не в малой степени способствовали возрождению языческого мировосприятия и обществ языческой веры в национальных автономиях Сибири. Все эти ренессансные процессы, еще не отмечен ные в должной мере культурологической 1 Редакция журнала «Сибирские огни» с №6 2004 года начинает публикацию статей о сибирских художниках. Читатели познакомятся с творчеством известных сибирских мастеров, откроют новые имена, узна ют о самобытном искусстве художников национальных республик Сибири. На страницах нашего журнала будут представлены статьи о значительных событиях в художественной жизни Сибири: I Межрегиональ ной выставке миниатюрной и малоформатной графики «Сибирь—Дальнии Восток», III Международной Биеннале графики, проходивших в 2003 году в Новосибирской картинной галерее (ныне Художественный “ ^ А в т о р ы статей - художники, искусствоведы, писатели. Впервые в журнале будут опубликованы графические работы сибирских художников, предоставленные из собрании художественных музеев Сиби- РИ " куратор ш^вог^проекта «Галерея сибирской графики» - известный новосибирский график, член Союза художников России Николай Жуков. 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2